Еще в 2019 году больше десяти хозяйств региона закупили племенной скот из России и даже получили за него субсидии. Только вот теперь проверка прокуратуры выявила несоответствия требованиям программы, передает ИА «NewTimes.kz» со ссылкой на «Хабар 24».
Областное управление сельского хозяйства обязали взыскать с них средства. Но сами фермеры не согласны, считая, что их вины в данной ситуации нет.
Азамат Караталов — глава одного из крестьянских хозяйств в Катон-Карагае. В позапрошлом году вместе с отцом он решил участвовать в программе «Сыбаға». Закупил около 50 голов крупного рогатого скота из России.
«Взяли, чтобы хозяйство процветало, деревня, чтобы народ в деревню вернулся, обеспечить их», — говорит Азамат Караталов.
Только вот инициатива обернулась иначе. Сначала заставили оформить НДС, чтобы завезти скот через границу. Эксперты по госпрограмме обещали, что все равно налог будет списан взаимозачетом.
По словам руководителя хозяйства-партнера Нурлыбека Караталова, государство обещание не сдержало — минус 3 млн тенге.
За коров пришлось отдать еще полмиллиона сверху, чтобы по правилам поставить на карантин и сделать прививки. Столько же заплатили российским заводчикам на корма и фактический привес молодняка. В этом году еще и известили, что нужно вернуть субсидии в полном объеме. Речь идет о 12 млн тенге, а это половина стоимости стада.
«Скот племенной, у нас документы все есть, что карточки племенные, там отцы, родители. Теперь сказали, что к нам приезжал человек из Нур-Султана, мы их свозили на отгон. В конце концов, они написали, что скот — чистопородный, не племенной», — сказал глава крестьянского хозяйства Нурлыбек Караталов.
Все дело в коде на таможне. Вместо четырехзначного на документах оказался другой, эксперты его не признали.
«Программа породного преобразования или повышения продуктивности животных была связана с тем, что необходимо завозить именно племенной скот. Не чистопородный, а именно племенной, для получения приплода», — отметил руководитель областного управления сельского хозяйства Владимир Гайламазян.
К слову, за чистопородный тоже полагаются субсидии. Но не 50% от стоимости каждой коровы, а 25. Но перерасчет уже невозможен. Программа закрылась, деньги освоены. Прокуратура настаивает на возврате.
«В данной ситуации надо в целом точечно разбираться. Этот вопрос поднимался по результатам комплексной проверки со стороны прокуратуры. Поэтому, если фермер не согласен с подобным решением, он может всегда в судебном порядке это обжаловать», — пояснил директор департамента МСХ РК Еркебулан Ахметов.
Для фермеров же это снова расходы. Они не скрывают разочарования и больше с госпрограммами не работают.
Всего в регионе с такой проблемой столкнулось больше 10 хозяйств. Противостоять аппарату чиновников и прокуратуре фермерам нерезонно. Некоторые даже частично вернули средства. Другие все еще надеются, что справедливость восторжествует.