Экс-глава «СК-Фармации» выступил с последним словом в суде. Вину он так и не признал

Бывший председатель «СК-Фармации» Берик Шарип не признал свою вину во время оглашения последнего слова в суде, передает ИА «NewTimes.kz» со ссылкой на sputnik.kz.

Фото: СЦК

Берик Шарип заявил, что в апреле 2020 года закуп защитных костюмов для медиков всей страны стоял остро. Поэтому обеспечить стандартный закуп с долгим ожиданием всех процедур возможности не было.

«Вопрос стоял на особом контроле у правительства и министерства здравоохранения. Был создан отдельный служебный чат, в котором участвовали руководители всех заинтересованных подразделений Минздрава и комитета. Мы могли просто механически размещать объявления и докладывать министерству здравоохранения и МВК, что все страны закрыты, нет предложений и закуп не состоялся. Но в тех условиях я не мог поступить столь безответственно. Я принял решение и взял на себя ответственность. И вот уже более 11 месяцев нахожусь в следственном изоляторе», — заявил Шарип в Есильском суде.

По его словам, весь мир продолжает искать меры защиты от пандемии коронавируса, а значит, заражение врачей, ежедневно работающих с больными, неизбежно.

«Так как мои коллеги стоят на первой линии по защите от коронавируса, это неизбежно. По всему миру врачи заражались как в начале пандемии, так и сейчас. «СК-Фармация» также принимала участие в противоэпидемических мероприятиях, у нас также болели коллеги. Одна из них скончалась в июне 2020 года в возрасте 38 лет. Было сложно работать на «удаленке», при закрытых границах, дефиците финансовых средств, но мы старались делать все, что было в наших силах», — сказал подсудимый.

Он также пояснил, что сейчас нельзя с точностью измерить риски для медперсонала, который постоянно находится в вирусной среде.

«Есть лишь некоторые данные ВОЗ, по которым можно сделать определенные выводы. Например, во время вспышки SARS в 2002-2003 годах 21% всех подтвержденных случаев в мире пришелся на медперсонал. Сейчас прослеживается похожая статистика. В Италии, например, более 6200 заразившихся — медики. Общее число заболевших в стране — более 120 тыс. В Испании медработников с COVID-19 на данный момент насчитывается более 6500 человек, что составляет 12% от общего числа зараженных. Как мы видим, ни одна страна не была готова к данной инфекции, в том числе и наша», — привел мировые данные Берик Шарип.

Во время судебного разбирательства сторона обвинения заявила, что он способствовал лоббированию интересов ТОО «Inkar», занимавшегося закупом СИЗов.

Экс-глава «СК-Фармации» объяснил, что их костюмы соответствовали требованиям, к тому же они предложили наименьшую стоимость.

«Синофарм» и «Мехико» не предлагали достаточный объем — 300 тыс и 500 тыс соответственно. 
Нам требовалось 2 миллиона. К тому же ими не было представлено ни одного сертификата, а цены были в два раза выше», — объяснил Шарип выбор единого дистрибьютора в пользу компании Inkar.

Прошлым летом в Казахстане случился аптечный коллапс с препаратами. Люди скупали противопростудные, жаропонижающие и лекарства для лечения коронавируса, из-за чего возник дефицит. Берик Шарип пояснил, что ответственность за эту ситуацию «СК-Фармация» не несла.

«Когда меня арестовали, многие думали, и об этом писали СМИ, что меня обвиняют в дефиците лекарственных средств в аптеках, хищении гуманитарной помощи. Однако мы знаем, что у «СК-Фармации» нет полномочий поставок в частные аптеки. Такими полномочиями наделили единого дистрибьютора уже после моего увольнения», — пояснил он.

По гуманитарной помощи Шарип заявил, что орган досудебного расследования все проверил, у «СК-Фармации» все в целостности было поставлено в регионы.

В компании «СК-Фармация» Шарип проработал неполных два года. За время его пребывания во главе компании закупки лекарственных средств и медизделий были переведены в электронный формат, внесены соответствующие изменения в законодательство, разработана новая стратегия развития единого дистрибьютора, автоматизировано более 70% производственных бизнес-процессов.

«Я старался обеспечить своевременную поставку лекарственных средств и медизделий, необходимых для лечения пациентов в поликлиниках и больницах, максимально автоматизировать процедуры закупа, сделать их прозрачными и понятными для каждого поставщика, оказать предусмотренную законом поддержку товаропроизводителям. В период моей работы, с 2018 по 2020 год, сэкономлено порядка 65 млрд тенге бюджетных средств, что позволило Минздраву расширить список получателей бесплатных лекарств», — рассказал подсудимый.

По версии следствия, Берик Шарип виновен в срыве поставок защитных костюмов из Китая, что повлекло массовое заражение медицинских работников коронавирусом в апреле-мае 2020 года. 

Подсудимому вменяют злоупотребление должностными полномочиями, повлекшее тяжкие последствия.

Шарипа также обвиняют в незаконном хранении оружия. Подсудимый приобрел пистолет в магазине «Арсенал» в Шымкенте в 2006 году и не сдал его вовремя.

Государственный обвинитель просит признать Шарипа виновным по двум статьям уголовного кодекса и приговорить к пяти годам колонии средней безопасности. А также внести представление президенту о лишении подсудимого звания «Ерен еңбегі үшін».

Приговор по делу экс-главы «СК-Фармации» озвучат в среду, 4 августа.

Напомним, 10 июля 2020 года Берика Шарипа освободили от должности по поручению президента РК Касым-Жомарта Токаева.

Позже стало известно, что его задержала антикоррупционная служба и водворила в ИВС Нур-Султана.