В начале июня этого года чиновники высшего ранга отрапортовали, что количество воспитанников детских домов уменьшилось на 32%, самих детских домов – на 30%. Понятно, что сокращение это стало возможным в числе всего прочего благодаря и приемным семьям. Но один из последних фактов издевательства над несовершеннолетними в Алматинской области наталкивает на мысль – а не лучше ли расти в казенном доме, чем там, где за мнимой любовью таится лишь материальная алчность. Корреспондент ИА «NewTimes.kz» попыталась разобраться в нелегком вопросе детского сиротства и найти тот «рецепт» счастья, при котором довольны все – государство, дети и опекуны.
Брать на воспитание ребенка, оставшегося без попечения родителей, в казахском народе всегда считалось почетным делом. В одном из хадисов священного Писания говорится, что тому, кто провел рукой по голове сироты, проявляя милость, Аллах записывает ему благие дела в количестве волос на голове этого сироты и стирает грехи в количестве этих же волос, и поднимает степень величия такого человека.
«Это сейчас мы знаем, что такое сирота, детский дом, а столетия назад данные понятия были чужды казахскому народу. Ребенок, принятый в семью рос наравне с другими детьми. Живя в трудных и суровых условиях кочевья, казахи, тем не менее, всегда находили время и силы для заботы о несовершеннолетних», - говорят эксперты в области социологии.
Со временем ситуация кардинально изменилась. Колонизация казахских степей российской империей, разрушение устоявшейся системы социальной защиты сирот в социуме из-за тяжелых политических и экономических положений, так или иначе, привели к тому, что стали появляться детские дома, а количество мальчишек и девчонок, оставшихся без заботы родителей, – возрастать. Потребуются годы, чтобы уже в суверенном Казахстане вопрос социального сиротства решали на правительственном уровне. Однако в погоне за сиюминутным результатом в первую очередь стали снижать статистику детей, находящихся в детдомах, сокращая при этом количество самих этих домов. Воспитанников казенных учреждений стали забирать в приемные семьи, брать под опеку, патронатное воспитание. Правда, сам процесс приема ребенка из детдома не такой простой, как кажется на первый взгляд.
«В Казахстане существует несколько форм устройства детей-сирот. Для того чтобы взять ребенка в семью, потенциальным приемным родителям нужно обратиться в органы опеки, предоставить необходимые документы, в том числе справки о том, что они не состоят на психологическом и наркологическом учете. После, представители органов опеки проверяют условия проживания будущих опекунов. Если кандидаты проходят все этапы, то потом они выбирают ребенка в республиканской базе данных, проходят двухнедельное общение с ребенком. Когда принято решение усыновить мальчика и (или) девочку, то обращаются в суд, который и принимает окончательное решение. Почти аналогичные требования выдвигаются и к тем, кто хочет взять детей на патронатное воспитание. Усыновители получают пособие в размере 75 МРП (218775 тенге), опекуны – 10 МРП (29 170 тенге) на каждого ребенка, патронатные воспитали 10 МРП и заработную плату от 85 тыс тенге», - комментирует руководитель управления Комитета по охране прав детей МОН РК Махаббат Бегалина.
Предположим, что именно материальная сторона вопроса стимулирует казахстанцев забирать детей из детских домов. Учитывая статданные это не плохо получается. Если, к примеру, в 2016 году в стране насчитывалось 140 организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, то в прошлом году это количество снизилось почти в полтора раза и составило 98.
Инфографика ИА «NewTimes.kz»/*Подготовлено по данным МОН РК
Казалось бы, надо радоваться таким данным, но случай в Алматинской области, где нередко на спину девятилетнего ребенка клали по шесть кирпичей – и оставляли лежать на жаре, а в рот засыпали песок, заставляет задуматься о целесообразности передачи детей, как говорится, направо и налево.
«На западе все отлажено - строгое законодательство и работа ювенальных органов. Но в итоге не бывает так, что в одном случае закон работает, в другом - нет. Так что если в семьях с приемными детьми строго, нельзя детей наказывать, то почему можно в обычных семьях бить детей? Так что у них и идет расширение правоприменительной практики, отбирают детей у родителей и отдают в приемные семьи. Я думаю, этот шаг для РК не самый лучший», - говорит социолог, президент ОФ «Центр социальных и политических исследований «Стратегия» Гульмира Илеуова.
При этом эксперт считает, что при отборе семей, которым предстоит воспитывать несовершеннолетних из детских домов, профильным ведомствам нужно быть максимально внимательными. К тому же, как добавляет собеседница, все факты насилия над опекаемыми ребятами должны придаваться широкой огласке.
Вообще, нет определенного алгоритма действий для того, чтобы и количество детских домов не увеличивалось и все приемные дети жили в идеальных приемных семьях. Именно поэтому, как говорила однажды корреспонденту ИА «NewTimes.kz» алматинка Жанар Байжулдинова, которая вместе с супругом брали на попечение 12 детей, в Казахстане не следует закрывать детдома и центры адаптации, поскольку не все приемные родители могут достойно заменить приемным малышам биологических пап и мам. А учитывая всплывающие факты жестокого обращения с опекаемыми ребятами, значимость госучреждений не стоит недооценивать. Вот только контроль над ними должен быть самым жестким. Иначе новостей подобно той, в которой сообщалось об атырауском центре оказания социальных услуг, где детей привязывали к унитазу, с каждым днем будет больше.