Из-за дефицита солярки дальнобойщики отказываются возить товары с юга, что означает в скором времени и без того недешевые овощи и фрукты в Северном Казахстане могут подорожать снова, передает ИА «NewTimes.kz» со ссылкой на телеканал КТК.
Фермеры не исключают, что на цене отразится ситуация с дизельным топливом. Оно дорожает с каждым днем, поэтому уборка и доставка урожая на рынки становится все более затратным делом.
Спасать ситуацию на топливном рынке страны будут с помощью России. Сегодня чиновники Минэнерго сообщили, что договорились с соседями об импорте 100 тыс тонн дизтоплива. Когда именно поступит эта партия, не уточняется, а в это время положение в регионах только ухудшается. К проблемным городам добавились Шымкент и Актау.
«Если нам приспичит, мы возьмем и зимнюю. Я положу его на склад, а потом, когда вы придете зимой, скажете: «А почему у тебя картошка 500?», отвечу: «Я покупала дорого, потому что солярка была дорогая». Я ж не могу без штанов ходить. Мне нужно одеваться, обуваться, кредит заплатить», — рассказывает фермер Альфия Слетина.
Возить овощи с юга на север водители Шымкента больше не хотят. Несмотря на то что там находится нефтеперерабатывающий завод, дизельное топливо исчезло с заправок.
Поэтому многие, выезжая в рейс, спрашивают солярку прямо на дороге у других водителей. Остальные тратят по несколько дней на поиски горючего. Его стоимость в Шымкенте достигла 240 тенге за литр. В первую очередь отпускают по талонам.
Дизельный кризис настиг и нефтяной регион. В Мангистау топливо относительно дешевле — 210 тенге, но горючее тоже в дефиците. На заправках просят талоны, а чтобы заполучить их, нужно оплатить сразу несколько тонн.
«Каждый месяц поднимают цены. Нефтяная держава называется. Я семью кормлю на этой машине, больше у меня доходов нет. А если сейчас, допустим, будет забастовка, остановится техника, это значит все: не будет подвоза в магазины, на фабрики, заводы. Создали такие условия. Наверное, хотят догнать по цене Россию», — говорит водитель Бекбау Суюнов.
Дефицит топлива власти решили перекрывать за счет импорта как раз из России. А там его розничная цена — 300 тенге за литр, пока договорились на 100 тыс тонн. В Минэнерго так и не уточнили, во сколько импортное горючее в итоге обойдется казахстанцам.
Три наших завода и так не справляются со спросом. А уже в пятницу на капитальный ремонт закроется Павлодарский нефтехимический, и ровно 30 дней НПЗ Атырау и Шымкента будут работать на пределе возможностей.
Власти признают, что мощность казахстанских заводов не поспевает за потреблением. К тому же дефициту дизтоплива способствует и «серый» экспорт. Транзитные фуры вывозят тысячи литров в своих баках из-за невысокой цены. Запасы дизтоплива в Казахстане стремительно тают. Остатков в объеме 200 тыс тонн хватит максимум на 12 дней.