В профильном ведомстве заявили, что рост объемов потребления топлива в Казахстане опережает темпы роста производства, передает ИА «NewTimes.kz».
В 2021 году объем производства дизельного топлива составит 4,9 млн тонн, что является максимальным показателем с 2015 года. Об этом на брифинге в службе центральных коммуникаций рассказал вице-министр энергетики Асет Магауов.
Объем потребления с мая по сентябрь 2021 года выше аналогичного периода 2020 на 480 тыс тонн и на 246 тыс тонн по сравнению с аналогичным периодом 2019 года.
Розничные цены в стране значительно ниже соседних стран, что способствует росту потребления дизельного топлива транзитным транспортом и к перетокам.
«В настоящий момент разница оптовых цен составляет 80-90 тыс тенге за тонну, что не позволяет АЗС импортировать дизельное топливо. В России оптовые цены на ГСМ выросли, вместе с ростом мировой цены на нефть, в то время, как в Казахстане изменились незначительно», — сказал Асет Магауов.
В Минэнерго подчеркнули, что дизельное топливо из Российской Федерации поставляется без российских налогов, при импорте в Казахстан оплачиваются казахстанский НДС и акциз в 540 тенге/тонна.
Вице-министр отметил, что 23 сентября министерством были проведены переговоры с министерством энергетики Российской Федерации, касательно выделения необходимого объема импорта дизельного топлива в объеме порядка 100 тыс тонн.
В настоящее время, крупные сети АЗС находятся в переговорных процессах с поставщиками из Российской Федерации.
«По состоянию на 28 сентября отгрузка дизельного топлива с заводов Российской Федерации составляет — 19 517 тонн, при этом отмечаем активизацию импорта, с 1 по 20 сентября было отгружено 5 055 тонн, а с 21 по 28 сентября уже отгружено порядка 14 462 тонны дизельного топлива», — заключил Асет Магауов.
Ранее директор департамента транспортировки и переработки нефти министерства энергетики РК Бауржан Салимгереев заявил, что согласно индикативному балансу с Российской Федерацией на 2021 год, имеется возможность импортировать 385 тыс тонн топлива до конца года, никаких ограничений по импорту нет.
На заправках казахстанских городов можно наблюдать длинные очереди за горючим. На некоторых АЗС действуют лимиты и талоны.
Накануне в профильном министерстве пояснили, что перенесли плановый ремонт на Павлодарском НПЗ из-за уборочной кампании. Изначально планировалось начать работы в конце июля, фактически они стартуют в эту пятницу, 1 октября.
К слову, с 1 октября в стране продлевается запрет на вывоз из Казахстана бензина и дизтоплива автотранспортом.
Однако, несмотря на запрет, топливо возможно незаконно вывозят за границу.