Летнее дизельное топливо подорожало на 8% за год. Дальше ситуация с острым дефицитом станет еще сложнее, отмечают эксперты Energyprom.kz. В связи с этим депутаты предложили решение данной проблемы, передает ИА «NewTimes.kz».
По итогам августа стоимость летнего дизельного топлива выросла сразу на 8,1% за год — до 199 тенге за литр.
Дороже всего среди крупных городов и мегаполисов РК литр летнего дизеля стоил в Костанае (215 тенге), дешевле всего — в Таразе и Семее (195 тенге).
Годовой рост цен в сегменте сильнее всего ощутили жители Костанайской (на 14,1%), Западно-Казахстанской (на 11,9%) и Северо-Казахстанской (на 10,6%) областей. Наименьшее удорожание зафиксировано в Восточно-Казахстанской области (на 5,8% за год).
За январь–август в стране произвели 3,4 млн тонн дизтоплива — на 8,2% больше, чем годом ранее.
Наибольший объем производства пришелся на Павлодарскую (1,3 млн тонн, плюс 25,3% за год) и Атыраускую (1 млн тонн, плюс 1,3%) области. Для справки: в целом за 2020 год производство топлива в стране ожидаемо сокращалось на 7,1% — до 4,7 млн тонн.
В то же время, несмотря на рост производства, в стране наблюдается острый дефицит дизтоплива. Вице-министр энергетики Асет Магауов на брифинге в СЦК при президенте РК отметил, что в этом году объем производства дизельного топлива составит 4,9 млн тонн — это максимальный показатель, однако и спрос рекордный.
«По нашим подсчетам, спрос вырос почти на 50-60 тыс тонн в месяц. Сколько бы мы не производили дизельного топлива, спрос растет. В мае–сентябре спрос на ДТ вырос на 260 тонн по сравнению с 2019 годом и на 480 тыс тонн больше, чем в прошлом году. В августе было потреблено 519 тыс тонн ДТ. Такого не было в истории! Запасы уменьшаются. Экспорт по ДТ приостановлен в марте, по бензину — в январе», — информировал вице-министр.
Казахстанское топливо раскупается как более дешевое, в том числе в приграничных регионах.
«По нашей оценке, основной причиной является существенная разница в ценах на дизельное топливо. Крупные АЗС примерно 207-208 тенге за литр держат, остальные сети — 230-240 тенге. С начала года мы держали цену 200 тенге за литр. Разница доходила с Российской Федерацией до 100 тенге за литр, с Узбекистаном — 70-80 тенге, с Кыргызской Республикой — 61 тенге. Данная разница способствовала тому, что практически весь транзитный поток старался заправиться на въезде и выезде из Казахстана», — пояснил Магауов.
Нехватку топлива, особенно с учетом предстоящего ремонта на ПНХЗ, будут компенсировать поставками из России. Цена импортируемого газа будет зависеть от оптовых цен в РФ.
Сегодня депутаты фракции «Ак жол» высказались о ситуации с дефицитом дизтоплива на пленарном заседании мажилиса.
Читайте также: «По 50 литров на машину»: Актюбинские водители жалуются на дефицит дизтоплива
Они отметили, что в последние дни в разных регионах проходят акции водителей и предпринимателей, возмущенных резким скачком цен на ГСМ. Так, цена на дизель подскочила со 189 до 240-285 тенге за литр.
«Не секрет, что все отрасли нашей экономики зависят от цен на энергоносители. Они прямо влияют на себестоимость и обычных потребительских товаров, и стратегического сырья. Рост цен на дизтопливо также понижает конкурентоспособность наших производителей и их продукцию. А отсутствие дизтоплива на АЗС парализует экономическую деятельность в дальних районах», — высказались акжоловцы.
По их словам, несмотря на статус нефтяной державы, сезонный дефицит ГСМ стал ежегодно повторяющейся проблемой. Именно в период весенне-полевых сельхозработ и в период уборки урожая казахстанские нефтеперерабатывающие заводы традиционно останавливаются на ремонт. С тех пор как в стране начались рост населения, увеличение транспортных перевозок и активизация экономики, стала очевидной нехватка производственных мощностей существующих НПЗ и необходимость строительства новых. Вместо этого была запланирована модернизация существующих. Но уже в ходе работ время показало недостаточность этого решения растущим потребностям экономики.
«Сегодня даже страны, не имеющие углеводородного сырья, активно развивают производство биодизеля. А мы, будучи страной — экспортером нефти, вынуждены импортировать продукты ее переработки. Министерство энергетики признает свою неспособность обеспечить внутренний рынок ГСМ, в связи с чем встает необходимость создания дополнительных мощностей нефтепереработки», — считают депутаты.
Не только резкий рост цен на дизель (до 50%) вызывает в обществе справедливые сомнения в искусственном, спекулятивному характере таких колебаний, а также вопросы к антимонопольным органам.
В этой связи депутатская фракция демпартии «Ак жол» предлагает:
Первое. Перестать надеяться только на НПЗ с государственным участием. Всемерно поддержать частных нефтепереработчиков, такие предприятия и проекты тоже есть, но без должного содействия им невозможно выйти на необходимый уровень развития.
При правильной политике в отношении частных нефтепераработчиков Казахстан вполне способен стать экспортером не только нефти, но и нефтепродуктов без ущерба для внутреннего рынка.
Второе. Вместе с тем требуем организовать проверку ситуации с ростом цен на дизтопливо на предмет ценового сговора поставщиков. Необходимо разобраться, насколько этот скачок цен обусловлен реальной рыночной ситуацией, а насколько является результатом незаконных действий монополистов.
«По итогам проверки нужно навести порядок, привлечь виновных к ответственности и стабилизировать цены на ГСМ», — резюмировали депутаты.