Сервисы, продукты и технологии разрабатывает команда Kaspi.kz в Казахстане

Выступление Михаила Ломтадзе стало самым ярким на II международном ПЛАС-Форуме «Финтех без границ. Цифровая Евразия». Глава и сооснователь Kaspi.kz рассказал о казахстанской компании, уникальности бизнес-модели и инновационных технологиях.

«С особой гордостью хочу сказать, что Kaspi.kz — это уникальная компания, которая сделана в Казахстане, — начал свое выступление Михаил. — Наша миссия — создавать инновационные сервисы, которые улучшают жизнь наших любимых клиентов. Она отражает жизненные ценности каждого из нас».

Михаил рассказал, что именно на основе миссии была построена уникальная бизнес-модель Kaspi.kz, которая не имеет аналогов в мире. В центре этой модели — клиенты компании, вокруг ежедневных потребностей которых построены все сервисы Kaspi.kz и мобильное суперприложение. Не случайно глава Kaspi.kz и все в его команде говорят не просто «клиенты», а «наши любимые клиенты».

Вокруг своих любимых клиентов Kaspi.kz создал несколько платформ: «Платежи», «Маркетплейс», «Финтех», «Государственные услуги», «Тревел». Каждая из них помогает реализовать главную миссию — улучшать жизнь. И все они собраны в одном суперприложении Kaspi.kz.

«Уникальность нашего бизнеса заключается не в том, что у нас много сервисов, — пояснил Михаил Ломтадзе, — а в том, что все они собраны в одном приложении. На Kaspi.kz интегрированы самые разные сервисы, которые помогают в повседневной жизни нашим любимым клиентам».

Суперприложением Kaspi.kz пользуется уже 11 миллионов казахстанцев. В том числе 6 миллионов клиентов заходят в приложение ежедневно. По количеству пользователей с Kaspi.kz может поспорить только китайский WeChat.

На Kaspi.kz казахстанцы оплачивают без комиссий более 5 тысяч разных услуг, делают денежные переводы друзьям и близким. В маркетплейсе покупают более 1,2 млн товаров с бесплатной доставкой, в рассрочку и кредит, по выгодным ценам и с бонусами.

У маркетплейса Kaspi.kz свыше 80 тысяч партнеров. Большинство — предприятия малого и среднего бизнеса, которым Kaspi.kz помогает продавать как онлайн, так и в обычных магазинах. Недавно компания также начала развивать финтех для предпринимателей и, в частности, предоставлять кредиты на развитие бизнеса.

«Сейчас это приоритетный продукт для нас, растем очень быстро», — отметил Михаил.

Целый ряд технологичных сервисов Kaspi.kz запустил в сотрудничестве с государственными органами. Например, теперь не выходя из дома можно зарегистрировать ИП или переоформить автомобиль. Каждая третья сделка по купле-продаже автомобиля в стране оформляется онлайн в суперприложении Kaspi.kz.

Совсем недавно появились сервисы по онлайн-оформлению получения пенсии на карточку Kaspi Gold, а также по открытию социального счета и оформлению пособий на детей. Теперь ни пожилым людям, ни молодым родителям не нужно ходить в ЦОН с документами, достаточно просто подать заявку в приложении.

«Мы работаем совместно с государственными органами для того, чтобы сделать сервисы доступными для каждого гражданина. Мы хотим, чтобы каждый человек мог получить эти услуги быстро и просто. Мы делаем это бесплатно, за свой счет и делимся с государственными органами своей экспертизой», — прокомментировал Михаил.

Если год назад раздел «Государственные услуги» посещало 1,7 миллиона человек в месяц, то сейчас уже 7 миллионов казахстанцев постоянно пользуются этим сервисом.

Карточку Kaspi Gold использует 9 миллионов казахстанцев, это самая популярная карта в стране. Каждый, кому нужна карточка, может заказать ее в приложении Kaspi.kz и потом самостоятельно распечатать в ближайшем Kaspi-картомате. Это уникальное устройство, которое разработано Kaspi.kz, произведено в Казахстане и печатает именную карту всего за 60 секунд. Для сравнения: в других странах получение именной карты обычно занимает несколько дней.

«Все технологии разрабатываются в Казахстане нашей командой. Ходят разные мифы, что кто-то что-то изобретает и делает за нас. Мы все делаем сами, и у нас нет толпы консультантов», — подчеркнул глава Kaspi.kz.

Kaspi Gold и связанные с ним сервисы привели к быстрому росту безналичных платежей. Следующим шагом стало создание удобных устройств для предпринимателей для приема безналичных платежей. Компания разработала несколько классных технологических устройств — Smart POS, Mobile POS и QR-дисплей, которые предоставила предпринимателям бесплатно. За последний год количество таких устройств выросло с 22 тысяч до 215 тысяч.

В итоге с декабря 2016 года, когда была запущена карточка Kaspi Gold, до июня 2021-го объем безналичных платежей в стране вырос в 39 раз. Доля безнала от общего объема платежей увеличилась с 15% до 77%. Это один из самых высоких в мире показателей.

В Казахстане один из самых высоких темпов роста безналичных платежей. В этом году за шесть месяцев рост безналичных платежей составил 138%. Для сравнения: в России — 39%. При этом в Казахстане рост все еще продолжается.

«В 2018 году мы обещали, что сделаем IPO, поставим Казахстан на мировую карту инноваций. И мы свои обещания сдержали, — продолжил Михаил. – В 2020 году провели успешное IPO. На сегодняшний день капитализация Kaspi.kz составляет 25 млрд долларов. Это одна из крупнейших финтехкомпаний в мире».

Для сравнения: капитализация Yandex — около 27 млрд долларов, Tinkoff — около 21 млрд.

«Нам так хочется рассказать про Казахстан! Мы везде рассказываем про Казахстан! Считаем, что в Казахстане темпы развития инноваций выше, чем в других странах. Об этом нужно больше говорить! Гарвардская бизнес-школа написала кейс об истории нашей компании. По нему сейчас обучают студентов магистратуры. Большая редкость, чтобы кейс какой-то одной компании читали в Гарварде три года подряд. Это Kaspi.kz, сделано в Казахстане!» – сказал в завершение презентации Михаил.