В единственном в СНГ экологическом музее в Караганде практически нет посетителей. «Вирусная» эпоха усугубила и так не самую лучшую ситуацию по посещаемости. Директор экомузея Дмитрий Калмыков рассказал собственному корреспонденту ИА «NewTimes.kz» Азиле Джумабековой историю создания и высказался о том, почему в музеи перестали ходить и как с этим быть.
Экомузей – уникальный не только в Казахстане. На постсоветском пространстве такого нет. Карагандинский областной экологический музей значится в списке самых известных и знаменитых музеев Казахстана. Создавался он не просто как место досуга, а как возможность обратить внимание на глобальные экологические проблемы. Главные объекты исследований на данный момент: космодром Байконур, военный противоракетный полигон Сары-Шаган и ближайшие к ним населенные пункты.
«По поводу уникальности мы можем хвастаться безгранично. Это единственный в своем роде музей, где можно не просто посмотреть экспонаты, но изучить какие экологические проблемы существуют, и как каждый из нас может внести положительную или наоборот, негативную лепту», — отметил Дмитрий Калмыков.
В коллекции экомузея огромное количество экспонатов, собранных по всему Казахстану. Среди них даже есть фрагменты самолетов и ракет, производственная и военная техника советских и постсоветских времен. Широко освещена история Семипалатинского ядерного полигона, испытаний, проходивших на нем, и последствий, которые до сих пор влияют на окружающую среду.
«Самый крутой экспонат – часть космической ракеты «Протон». В 1999 году она взорвалась в космосе и упала в Карагандинской области. Местные жители помогли привезти фрагмент ракеты. Чтобы занести его в помещение музея нам пришлось вырезать часть стены. Вес – 300 килограммов, диаметр — 4 метра. Для него мы построили специальный подземный механизм. В обычном режиме он прячется под полом, в небольшой шахте и оттуда под рев сирен выезжает, что производит впечатление», — описал директор учреждения.
В экомузее есть англоязычный гид, правда услуги его редко пользуются спросом. Но сотрудники не отчаиваются и постоянно придумывают что-то интересное, чтобы привлечь внимание к экологическим проблемам.
«Караганда далеко не туристический маршрут, к тому же, к сожалению, у нас нет культуры воскресного и школьного отдыха и образования в музеях. Тут, конечно, всегда битва за посетителей. Стараемся их привлечь, устраиваем головоломки, квесты, мастер-классы. Обидно, что в школьную программу не входит посещение музеев. Педагоги, когда приводят учеников, как будто подвиг совершают. Несмотря на то что, сотрудники музея написали несколько учебных пособий, и они министерством образования включены в официальную программу», — говорит Дмитрий Калмыков.
Директор музея вспоминает время, когда экспозиции посещали до 10 тыс человек в месяц. Сейчас же цифра скудная – всего 200 посетителей.
«Мы работаем, но пока не переломили ситуацию. И это проблема всех музеев. Не сложилась у нас культура», — добавил он.
Дмитрий Калмыков не отчаивается и надеется, что после смягчения карантинных мер посетителей станет больше.