«Коронавирус внес значительные перемены»: Звезды мирового балета выступили в Алматы

Восточный колорит, помноженный на идеалы классического танца. Все это делает спектакль Мариуса Петипа «Баядерка» одним из самых популярных и зрелищных балетов мировой сцены. Классический любовный треугольник Никия — Солор — Гамзатти становится не только причиной смертельных страстей, но и поводом для дивной красоты танцев. И это, наконец, удалось увидеть алматинскому зрителю. Собственный корреспондент ИА «NewTimes.kz» Нелли Адаменко — о долгожданном спектакле. 

Фото: Светлана Карягина

В Казахском национальном театре оперы и балета им. Абая блистали прима-балерина МАМТ Оксана Кардаш и прима- балерина ТАГТОБ Кристина Андреева. Вместе с ними  в спектакле выступил премьер «Астана Опера» Бахтияр Адамжан.

О запретной любви и силе клятвопреступления

Основой либретто и созданием балета легли сразу два произведения — драма древнеиндийского поэта Калидасы под названием «Шакунтала» и баллада Гете «Бог и баядерка». На основе этих бессмертных творений балетмейстеру русской императорской труппы Мариусу Петипа и драматургу Сергею Худекову удалось создать красивую историю о несчастной любви баядерки, ставшую одной из самых известных в русском балете.

Придворный композитор императора Людвиг Минкус написал к нему чарующее музыкальное сопровождение, создав одно из лучших своих творений. 

Если вкратце пересказывать либретто балета, то это история о том, как предводитель воинов Солор  любит прекрасную танцовщицу — баядерку Никию. Но их счастье разрушает раджа, желающий выдать свою красавицу дочь Гамзатти за Солора. Та из ревности решает убить баядерку, подкинув  змею в корзину цветов, которые ей от имени Солора вручает  невольница. Танцовщица умирает, а предавшего свою возлюбленную Солора мучает угрызение совести — Никия постоянно преследует его в видениях.

«Мы, несомненно, рады, что, для того чтобы исполнить ведущие партии в этом спектакле, к нам, несмотря на локдауны, приехали  артисты из России, — говорит основатель компании Konokbaev Group Нурлан Конокбаев, организовавший гастроли  всемирно известных артистов.— Кристина, Бахтияр и Оксана  впервые встретились  на площадке КазНТОБ им. Абая,  и мы надеемся, что в будущем они смогут участвовать в других проектах, выступать на сценах других театров мира».

Кристина Андреева исполнила в «Баядерке» партию злодейки Гамзатти. Балерина — многократный лауреат различных международных конкурсов. Артистка занята во всем репертуаре театра ТАГТО им. И.Джалила в Казани.  

«Атмосфера в Алматы и в вашем театре напоминает ту, что царит в вашем городе, — поделилась Кристина Андреева. – У себя в театре я начала работать в  «Баядерке» с партии Никии. Когда художественный руководитель нашего театра предложил мне исполнить партию Гамзатти, я отказалась, потому что тогда из-за своего юного возраста просто не была готова воплотить характер искушенной злодейки. Тогда мне больше по нутру пришлась  добрая и доверчивая Никия. Но я повзрослела, и мне захотелось попробовать себя именно в партии Гамзатти. Это для меня новый глоток в творчестве».

Рассуждая о своей партии, артистка откровенно поделилась, что в балете крепкой дружбы быть не может. 

«Среди балерин лучших подруг быть не может, к сожалению, я убедилась в этом на личном опыте, — говорит Кристина. — Так уж сложилось, что балет — это всегда соперничество». 

В недалеком будущем прима мечтает открыть собственную балетную школу. Опыт педагогической работы Андреева уже получила. Звезду балета не раз приглашали вести творческие мастер-классы в детских школах искусств. И педагогическая деятельность пришлась ей по душе.

О своей роли нежной Никии рассказала и заслуженная артистка России Оксана Кардаш. В  этом году  она стала солисткой балетной труппы Московского академического музыкального театра им. К.С. Станиславского и В. Немировича-Данченко. Она, наоборот, пришла от роли злодейки к положительному персонажу. 

«Когда была ведущей артисткой балета, партия Гамзатти стала для меня по-настоящему хорошей школой, — говорит Оксана  Кардаш. — Это достаточно технически сложная партия. Такое хорошее балеринское па-де-де. Партию Никии я очень люблю, так как, помимо пируэтов, в ней есть и возможность драматической игры. Она очень лирична. Есть где поплакать, пострадать, а также продемонстрировать и  технику исполнения. Горжусь тем, что за  исполнение партии Никии я была удостоена звания лауреата премии «Золотая маска» за лучшую женскую роль театра», — говорит артистка. 

Для балерины сезон начался буквально несколько месяцев назад из-за перенесенной травмы. 

«Выступление в «Баядерке» — мои первые гастроли с начала пандемии. COVID-19 внес значительные перемены в нашу жизнь. Это отразилось как на нашем творчестве, так и на взаимоотношениях друг с другом. Сегодня в нашем театре стало меньше спектаклей, а значит, меньше возможности работать.  Постоянно отменяются проекты, приглашения на поездки, поэтому любое выступление артисты воспринимают как огромную удачу. Но счастье, что мы вообще выступаем, потому что наши коллеги в Европе не имеют такой возможности. Мы  страшно соскучились по эмоциям и зрителю и с нетерпением ждем, когда залы театров заработают на 100 процентов.  Но у пандемии есть и свои плюсы. Она  всех нас сделала добрее, одомашнила, что ли. Да и в театре  мы стали теплее и гораздо лучше относиться друг к другу», — высказалась Оксана  Кардаш. 

Партию отважного предводителя воинов Солора в «Баядерке» блистательно исполнил заслуженный деятель Республики Казахстан Бахтияр Адамжан. 

«После «Лебединого озера» это  одна из самых сложных для исполнения постановок. Нужно строго соблюдать определенные положения ног и рук, вольная интерпретация, как в современной хореографии, здесь  недопустима. Мои партнерши уже исполняли данные партии и знают все нюансы. Поэтому  требовались в основном только репетиции с труппой театра», — говорит премьер.   

По мнению артиста,  в последнее время в балетном мире страны произошло много изменений в лучшую сторону. Это продлило жизнь балетным артистам, которая, как известно, весьма коротка.  В частности,  в КазНТОБ им. Абая, наконец, постелили специальный балетный пол, в то время как раньше артисты танцевали на деревянном полу, что приводило к повреждению менисков и прочим малоприятным травмам. Кроме того, теперь балерины имеют возможность репетировать и выступать в удобных американских пуантах.

Возвращаясь к классике

Известный казахстанский танцовщик, руководитель, педагог и балетмейстер Эдуард Мальбеков  признался, что нынешний спектакль «Баядерка» вернул его в пору, когда классический балет процветал, а театры гастролировали. 

«Важно, особенно когда мы переживаем непростые времена пандемии, что группа молодых артистов нашла внутренние резервы, которые позволили не погаснуть некогда активной гастрольной жизни, — говорит рыцарь танца. — «Баядерка» вновь  объединила артистов из наших бывших союзных республик. Сегодня к нам приехали мало того что лауреаты международных конкурсов, но и удивительно обаятельные молодые люди, которые сами умеют радоваться жизни, а также сумели порадовать нас. И то, что сегодня практически все билеты на спектакль были проданы, говорит о том, что люди продолжают ходить в театр». 

Мальбеков рассказал о непростом пути «Баядерки» в алматинском театре оперы и балета.

«В свое время к нам приехал работать известный балетмейстер Марат Газиев. Тогда «Баядерка» считалась архивным спектаклем, который шел в Питере, в Большом театре его не ставили. Но когда он появился у нас, все поняли, какая это удивительная прелесть. «Баядерка» — самая прекрасная школа танца. Именно благодаря участию в этой постановке начинающие артисты поднимаются на высокий профессиональный уровень и впоследствии становятся ведущими солистами.  В «Баядерке»  мне не довелось исполнить ведущую партию, но я  горжусь тем, что станцевал индусский танец, который считается одним из самых ярких народно-сценических номеров», — поделился он. 

Тогда «Баядерку» в ГАТОБ отменили из-за казуса: декорации к спектаклю не были пропитаны специальным огнеупорным составом и не прошли  проверку пожарной безопасности. Ситуацию усугубило то, что  из-за отсутствия специальных складов они хранились прямо на сцене и попросту обветшали. К счастью, впоследствии «Баядерка» вновь появилась в репертуаре ГАТОБ, а два года назад спектакль полностью обновили. 

Стоит отметить, что «Баядеркой» алматинские зрители смогли насладиться в рамках фестиваля Dance toDay, посвященного юбилею мэтра балетного искусства Казахстана Эдуарда Мальбекова. К слову, на «десерт» 25-26 декабря ГАТОБ им. Абая готовит спектакль «Щелкунчик» с участием этуалей Королевского Лондонского балета. 

Фото: Светлана Карягина