Айгерим Шайшова — мама ребенка с редким заболеванием — нейропатия малоберцевого нерва. Семья долгое время борется за здоровье ребенка. Но сражаться женщине приходится и с чиновниками из городского акимата. В происходящем разбиралась собственный корреспондент ИА «NewTimes.kz» Бигуль Арыстанбаева.
Спасти ребенка Айгерим может только дорогостоящая операция по трансплантации нерва, которую в Казахстане не делают. Помочь могут лишь специалисты из Израиля. Для проведения операции требуется неподъемная для семьи сумма — $103 100 (44 млн тенге — прим). Мама мальчика, не теряя надежды на спасение своего ребенка, объявила сбор.
«Мой сын неизлечимо болен! По крайней мере, так говорили все специалисты Казахстана на протяжении трех лет. А я ничего не могу сделать. Наша семья — самая простая, без связей, без знакомств, без миллионов на счету. Я почти перестала спать! Мне страшно! Я боюсь смотреть, как мой сын каждый день страдает и физически, и морально, когда смотрит на бегающих и прыгающих детей», — говорит семейчанка.
Айгерим в надежде заработать на лечение сына попросила акимат Семея рассмотреть вопрос о выделении земли для установки торгового павильона. В городском акимате разрешение дали и даже разъяснили алгоритм получения участка для установки павильона, согласно которому и действовала горожанка. Получив согласование и собрав необходимые подписи и печати, Айгерим закупила оборудование и установила павильон. На все это потребовалась сумма свыше 3,5 млн тенге. Но дело застопорилось. Ни с то ни с сего павильон демонтировали и вывезли на территорию котельной. Причина тому — «павильон портит вид города».
«Я обратилась в акимат с письмом, в котором просила дать мне в аренду землю на остановке «Аргымак», чтобы поставить торговый павильон и своим трудом заработать на операцию сына и спасти ему ногу. Мне дали положительный ответ, составили соглашение, сказали купить обязательно новый павильон за 2 млн тенге, купила оборудование за 1,5 млн тенге. Через неделю акимат взял и увез мой павильон, позвонили мне и сказали, что убрали павильон, так как распорядился аким города, потому что он портит вид города. На что аким Бакытжан Байахметов при личной встрече сказал, что не давал такого распоряжения, он даже в глаза не видел мой павильон. Я практически месяц жила в акимате с тремя маленькими детьми, с мамой, которой полгода назад ампутировали ногу из-за ДТП на пешеходном переходе, ее сбила машина. Пыталась выяснить причину, почему меня обманули, дали ложную надежду, загнали в тупик людей, у которых и так плачевное положение», — сетует Айгерим.
А причину, судя по всему, не знают и в самом акимате. Как пояснили сотрудники горадминистрации, разрешение на аренду земли женщине дали по ошибке. Также «по ошибке» договор подписал некий сотрудник, который уже месяц как уволился с этой должности. В акимате пришли к выводу: кто-то подделывает подписи и виновников нужно найти. Вот только как быть обманутой женщине — никто не знает.
«Дело в том, что мое письмо попало к заместителю акима Димитрию Гарикову, он одобрил, сказал дать нам землю в аренду, отправил к начальнику земельного отдела Сеильханову. Он в свою очередь сказал, что это не их земля и они передали ее отделу транспорта. В отделе транспорта господин Калиев С. во главе со своим начальником Ерланом Уалиевым одобрил, подписал соглашение. А через неделю передумал и забрал. Акимат объясняет это так: «Наши работники, не до конца разобравшись, дали вам землю в аренду, она не принадлежит отделу транспорта и не дается в аренду просто так. Она продается по аукциону, и ваш договор недействителен, поскольку там стоит подпись начальника отдела транспорта, который уже месяц у нас не работает. Кто-то в акимате занимается подделкой подписи, но мы проведем внутреннее расследование, и виновники будут наказаны». Но что мне от того, что виновники будут наказаны? Это не решит проблему, которую создали мне работники акимата. Я всеми силами пытаюсь скорее заработать деньги на операцию, чтобы спасти сына, я даже близко не смогу подойти к этому аукциону. У меня просто нет денег», — делится семейчанка.
В настоящее время павильон, купленный Айгерим, находится на территории котельной, куда он был увезен без ведома владелицы. Более того, внешний вид его теперь оставляет желать лучшего, павильон теперь выглядит далеко не новым. Ведь при перевозке его помяли со всех сторон. И на резонные вопросы Айгерим о том, кто увез павильон и кто дал такое распоряжение, ответа никто не дает. В акимате в один голос уверяют, что не знают, кто именно распорядился о демонтаже павильона, ведь нести ответственность за это запутанное дело не хочется никому.
Ситуацию прокомментировал заместитель акима Семея Димитрий Гариков в ходе пресс-конференции в РСК. Замглавы города озвучил свое видение ситуации, при этом отметив, что решение земельных вопросов не входит в его компетенцию.
«Первоначально эта женщина обратилась в отдел транспорта с тем, чтобы ей на остановке, рядом с рынком, выделили в аренду земельный участок для размещения ларька. Отдел транспорта пригласил руководителя отдела земельных отношений. Здесь и была первая ошибка руководителя отдела земельных отношений. Тот, не разбираясь ни в топографических схемах, не подняв кадастр земельного участка, дал разрешение. У отдела транспорта есть такая практика, когда на остановках они сдают территорию в аренду. Отдел транспорта берет договор, подписанный когда-то Жумановым (Сериккали Жуманов — экс-руководитель отдела ПТиАД Семея — прим.), чистые бланки, заполняет данные этой женщины, заключает с ней договор. Она приобретает ларек, ставит его.
Положа руку на сердце, честно скажу, не знаю, по чьему указанию ее ларек убрали. После того как все эти документы оформили, ко мне действительно зашел Ерлан Уалиев (руководитель отдела ПТиАД — прим.) и говорит: «Мы оформили документы, женщина-инвалид хочет собрать деньги на операцию ребенку, просит разрешения поставить ларек». Я говорю: «В принципе, я не даю разрешения и не забираю. Это не моя компетенция», он говорит: «Пожалуйста, поставьте, если хочет, пусть ставит ларек». Раз все документы в порядке — хорошо. Потом мне сообщают, что ларек убрали. Спрашиваю, кто убрал, мне отвечают, что не знают, но дали такую команду. В субботу подогнали кран и убрали его на территорию котельной 103», — рассказал Димитрий Гариков.
После, по словам заместителя акима, он спустился в фойе горадминистрации, чтобы встретиться с Айгерим и разобраться в сложившейся ситуации. При ознакомлении с документами выяснилось, что договор, выданный женщине в акимате, незаконный.
«Я спустился разобраться, стоит эта женщина с коляской, дочерью и ребенком на руках, начинает объяснять ситуацию, показывает мне документы. А договор недействительный. Он подписан Жумановым, который в сентябре уже не работал, по собственному желанию уволился три месяца назад. Она сказала, что этот документ ей дали в отделе транспорта. Тут же спускается аким, мы разбираемся с ним в этой ситуации. Аким дает поручение мне, хотя, опять же, я не курирую земельные вопросы. Но в СМИ все дали так, что я дал разрешение, команду. Я же курирую вопросы ЖКХ и строительства», — говорит Димитрий Гариков.
На официальный запрос в акимат города ответ пришел за подписью руководителя отдела архитектуры и градостроительства Семея Ардака Исатева.
«На ваш запрос по поводу демонтажа павильона касательно Шайшовой А. сообщаем, сведений о демонтаже павильона не имеется. Статистик сектора пассажирского транспорта ошибочно оформил соглашение на содержание остановочного пункта «Аргымак» по улице Кабанбай батыра и прилегающую к автобусной остановке территорию, так как на момент оформления документа и. о. руководителя отдела — Уалиев Е.К., а в соглашении руководителем указан Жуманов С.С.
Приказом и. о. руководителя отдела от 4 октября 2021 года №204 «Об аннулировании соглашения от 17 сентября 2021 года и наложения дисциплинарного взыскания» соглашение аннулировано, статистик привлечен к дисциплинарной ответственности.
На момент оформления соглашения и. о. руководителем отдела работал Уалиев Е.К., а в соглашении ошибочно указан руководителем Жуманов С.С., уволившийся летом. По поводу получения разрешения сообщаем, что предоставление земельного участка для установки павильона (киоска) осуществляется на торгах (конкурсах, аукционах)», — говорится в отписке ведомства.
На пресс-конференции заместитель акима Семея Димитрий Гариков на вопрос, кто возместит женщине ущерб за испорченный павильон, посоветовал обратиться в судебные органы. Возникает вопрос: а на кого она должна подать в суд, если в городском акимате не могут найти ответственного за демонтаж?
Но Айгерим полна решимости отстоять свои права на труд и собственность, а главная ее цель — спасение сына. Она также продолжает сбор на дорогостоящую операцию.