В Уральске озвучен приговор по делу известного предпринимателя Аманжола Конеева — владельца фирм «Бирлик» и «Марасант», которого обвинили в неуплате 1,5 млрд тенге налогов и хищении 143 млн тенге при строительстве дома по программе «Нурлы жер». Подробности — в материале собственного корреспондента ИА «NewTimes.kz» Айши Куанышбек.
Сегодня, 14 февраля, в Уральском городском суде огласили приговор по обвинению Аманжола Конеева. По эпизоду с обвинением в неуплате налогов его признали виновным, по мошенничеству — оправдали.
«Признать Аманжола Конеева виновным по части 3-й статьи 245 УК РК «Уклонение от уплаты налогов» и назначить ему наказание в виде пяти лет лишения свободы с отбыванием наказания в учреждении минимальной безопасности ( колония-поселение – прим.). В связи с амнистией в честь 30-летия Независимости РК срок наказания сократить на один год. Срок нахождения в СИЗО зачесть в общее наказание из расчета один день за два дня», — зачитал решение судья Аскар Исмаилов.
К слову, Аманжол Конеев пробыл в СИЗО около 15 месяцев, по факту ему осталось отбывать наказание 1,5 года.
«По обвинению по статье «Мошенничество» Конеев оправдан. Иск прокурора о взыскании с бизнесмена 1,6 млрд тенге налогов удовлетворить», — добавил судья.
Приговор не вступил в законную силу и может быть обжалован через апелляционную коллегию Западно-Казахстанской области.
Ранее мы писали о деле по обвинению крупного застройщика из Уральска Аманжола Конеева. Его обвиняли сразу в двух преступлениях. Первое — что он уклонялся от уплаты налогов. По версии следствия, предприниматель совершал мнимые сделки по поставкам битума, бетона и других стройматериалов. Материалы он не получал, но завышал затраты предприятия, искусственно уменьшая прибыль фирмы и, соответственно, получал возможность платить меньше налогов. Всего Конеев таким образом «сэкономил» 1,5 млрд тенге.
Родственники бизнесмена заявили об абсурдности обвинения. Они считают, чтобы платить или даже скрывать такие налоги, нужно быть «рыбой покрупнее» — как минимум стройфирмой республиканского масштаба. Кроме того, фирмы Конеева были активными — постоянно участвовали в господрядах и действительно нуждались в этих стройматериалах.
Относительно же того обвинения, в котором коммерсанта оправдали — по мошенничеству при строительстве дома по госпрограмме, ситуация неоднозначная: дом действительно построен с огрехами, но и сам предприниматель и его защита в суде неоднократно заявляли, что следователи «не на того напали».
«Я построил дом, а АО «НУХ «Байтерек» купило у меня не услугу по строительству дома, а товар — квартиры. Я им продал за 140 тыс тенге за квадратный метр, и они потом сами увеличили за него цену», — говорил предприниматель во время судебных слушаний.
Процесс славился не только странными несостыковками, но и заявлениями родственников. Так, брат застройщика, известный активист Каиргали Конеев публично заявил о том, что прокуратура «намеренно заразила подсудимого туберкулезом», и опубликовал пост у себя в соцсетях с флюорографией и подтвержденным диагнозом.
«Они подсадили в камеру к брату парня, больного открытой формой туберкулеза. Они поняли, что брат сидит как кремень и не собирается идти на процессуальное соглашение и, понимая, что на суде вскроется сфабрикованность и фальсификация дела, решили заразить брата туберкулезом. Как говориться, нет тела — нет дела», — заявил Каиргали Конеев.
Во время суда Аманжол Конеев высказывал вслух мысль, что дело против него — это результат зависти со стороны бывшего замакима ЗКО Тимуржана Шакимова.
«Фирма «Алтим», которая принадлежит Тимуржану Шакимову (формально сыну экс-чиновника — прим.), неоднократно проигрывала тендеры моим фирмам. Именно Шакимов подтолкнул жителей дома написать на меня заявление в правоохранительные органы», — заявил во время следствия опальный коммерсант.
Несмотря на все эти неоднозначные обвинения следователей в том, что дело «шито белыми нитками», невозможно не заметить, что репутация фирм «Бирлик» и «Марасант» неоднозначна. Будучи постоянными подрядчиками в бюджетном строительстве, их объектами (стадионы, памятники, дома, дороги, бульвары) в акимате оставались недовольны, однако… продолжали их выбирать на крупные заказы.