14-15 сентября в столице Республики Казахстан прошел VII съезд лидеров мировых и традиционных религий — первое крупное международное мероприятие, которое Казахстан проводит с момента начала пандемии. Участие в работе съезда приняло свыше 100 делегаций из 50 стран мира.
Сегодня религиозная община стран Центральной Азии имеет доступ к правдивой и полной информации об исламе в виде печатной продукции духовных мусульманских управлений, центров и фондов.
Однако нельзя отрицать существование разных по содержанию и целям трактования религиозных догм, зачастую не соответствующих истинному предназначению веры во Всевышнего и идеалам созидательного гуманизма религии.
К примеру, некоторые из представителей новомодных течений ислама, намеренно исказив созидательный смысл, призывают к отказу от персональной ответственности с перекладыванием личных обязанностей по содержанию семьи на Всевышнего. Обществу известны факты, когда такие «деятели» оставляли свои семьи на 40 суток без денег и заботы якобы для проведения проповедей.
Некоторые представители подобных течений намеренно концентрируют внимание верующих не на смысле, а на внешних формальных признаках, бесконечно усложняя понимание вероучения.
Это касается вопросов одежды, проведения религиозных обрядов, речевой риторики, принадлежности к групповой общности.
Кроме того, указанные лица отказываются от прохождения разрешенных религией видов повинностей государству. Это отказ от отчисления налогов, уклонение от действительной воинской службы, непризнание и, как следствие, игнорирование государственной системы просвещения, пренебрежение методами современного лечения.
Некоторые из данных нетрадиционных вероучений придерживаются радикальных взглядов, как полное неприятие других вероисповеданий, отрицание традиционных форм религий.
Уважаемый господин министр Мухтар Джума (министр вакуфов Арабской Республики Египет Мухаммед Мухтар Джума), как вы оцениваете деятельность подобных ответвлений ислама? Насколько они смогут адаптироваться к условиям светской системы, действующей в государствах региона? Не станет ли подобное мировосприятие угрозой для ценностей светского общества, которое научилось сосуществовать с традиционными течениями ислама? Как вы считаете, могут ли такие организации стать причиной напряженности в регионе?
«Вначале надо сказать, что в каждом регионе в данном случае есть свое ученое сообщество, лучше разбирающееся в различных личностях, каких-то учениях или течениях.
Не зная региональных особенностей, мы не можем давать категоричную оценку, обходясь только рекомендациями. Эта функция должна ложиться на местное духовное ученое сообщество.
Но, безусловно, в вопросах безопасности очень важно знать очень подробно о той или иной организации, о том или ином объединении. Потому важным фактором для безопасности граждан является верховенство власти и государства, где государство должно иметь силу для защиты интереса своих граждан.
Еще один важный момент — это то, откуда мы черпаем информацию. Это к вопросу о распространении той или иной информации. Вызывает большие сомнения, если то или иное течение проистекает подпольно. Мы должны опираться только на признанные институты. В первую очередь, это муфтияты, которые являются признанными на международном уровне. Это именно те источники, из которых мы должны получать информацию о религии в целом.
Ислам — это религия искусства жизни, а не искусства смерти. Ислам — это искусство развития, а не отсталости, и поэтому я еще раз подчеркиваю, что главным фактором является верховенство власти и законов государства. Государство должно быть сильным и уметь правильно управлять всеми религиозными организациями», — сказал министр вакуфов Арабской Республики Египет Мухаммед Мухтар Джума.