Политический и военный обозреватель Алексей Арестович стал героем выпуска программы бизнесмена Арманжана Байтасова на YouTube-канале. Одной из тем разговора стала оценка боеготовности казахстанской армии, передает ИА «NewTimes.kz».
Подготовленная армия, по версии бывшего внештатного советника офиса президента Украины, — это армия, в которой полковник, генерал, лейтенант и рядовой выучены по одним канонам, прекрасно понимают друг друга, имеют общую систему ценностей и систему военной подготовки.
«Казахстанская армия, как и любая постсоветская армия, — это армия, которая минимум 3-4 раза реформировалась, сокращалась. Генералы не совсем понимают подполковника, подполковник — капитана, капитан — лейтенанта, потому что они все попали на разные периоды реформирования с разными целями и воспитывались в разной системе ценностей», — рассуждает Арестович.
По его оценке, для боеспособности армии нужно 20 лет непрерывных тренировок. Так, чтобы нынешние генералы и полковники сделали карьеру, начиная с лейтенанта, в одной и той же парадигме безопасности. В пример украинский специалист привел швейцарскую армию.
«Она в первой десятке мира по боевой готовности, хотя Швейцария нейтральна. Но там интенсивная боевая подготовка и они отвечают: «Когда нам однажды понадобится командующий корпусом, его не купишь в магазине. Он должен 25 лет пройти военную карьеру, чтобы уверенно командовать корпусом», — говорит военный обозреватель.
Для оценки подготовки казахстанских военнослужащих он советует следующее. Есть простой тестовый вопрос к армии: за какое время 5 тыс военных окажутся в любой точке Казахстана? Если 24 часа, тогда можно считать, что армия готова.
«Как быстро подойдет наземная группировка, если десант высадить в случае отражения атаки противника или для стабилизации обстановки? Пока ответом не будет 24 часа, можно смело говорить, что казахстанской армии есть куда развиваться. Территория и расстояния огромные и плюс специфика самой территории. Как мне кажется, должен быть большой акцент на способности армии быстро перебрасываться по воздуху к потенциально угрожаемой точке. Ехать по дорогам очень долго — это слабое кризисное реагирование. Авиационный компонент должен быть сильным: транспортная авиация, вертолеты, которые доставят войска, и, соответственно, акцент на такие же подразделения и авиация, которая их прикроет с воздуха для безопасной переброски», — уточнил украинский специалист.
Он поделился, что в юном возрасте интересовался у своего отца — высокопоставленного офицера советской, а затем украинской армии, как проявляли себя военные разных национальностей. Его отец отметил, что «казахи — одни из лучших военных, которых он когда-либо видел».
«Человеческий потенциал, обусловленный историческим и национальным характером, высокий. Здесь стоит вопрос технического соответствия», — добавил от себя Арестович.
Вспомнил обозреватель и о подвиге народного героя Казахстана Бауыржана Момышулы при защите Москвы в 1941 году.
«Знаменитый командир тактического уровня. Все, кто знает историю Второй мировой войны, историю советской армии, скажет, что он проявлял феноменальные качества — полководческие, лидерские, человеческие в момент, когда все рушилось. Это лишний раз говорит о том, кто такие казахи. Это военные экстра-класса по сумме характера», — отозвался о герое военный и политический обозреватель.
По его мнению, сейчас вопрос кроется в том, какие планы к армии и силам обороны (полиция, спецслужбы, Нацгвардия) у руководства страны. Арестович заметил, что значительный акцент у Казахстана на том, чтобы балансировать безопасность страны через систему военных, военно-политических и политических союзов, а именно участие в ОДКБ, сотрудничество с Китаем, привлечь западные компании и их инвестиции в нефтегазовую отрасль Казахстана, союз с Турцией.