IT-курсы, швейное дело и уроки английского: наставники проекта Birgemiz: Sabaqtastyq помогают ребятам из детских домов выбрать профессию

Помочь воспитанникам детских домов и интернатов подготовиться к жизни за стенами учреждения — одна из целей общенационального проекта Birgemiz: Sabaqtastyq. В этом ребятам помогают волонтеры-наставники. Они учат их полезным навыкам, проводят мастер-классы, и просто помогают обрести уверенность в себе и противостоять трудностям. Второй год эту миссию на себя взяло общественное объединение — попечительский совет организаций образования «QOLDAU», передает корреспондент ИА «NewTimes.kz».

Фото; ОО «Попечительский совет организаций образования «QOLDAU»

Чем помогают наставники?

Волонтеры проекта всегда на связи с ребятами из разных учреждений — центров поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, школ-интернат с особыми образовательными потребностями, детских деревень семейного типа, центров адаптации несовершеннолетних и домов юношества. Так как проект Birgemiz: Sabaqtastyq — общенациональный, он охватывает все эти госорганизации по республике. В Казахстане действует около 80 учреждений образования для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В них воспитываются более 4 тысяч детей.

«Зачастую эти дети не социализированы и не готовы к реальной жизни за пределами учреждения. Даже если их обучают достойные педагоги и воспитатели, ребенку трудно добиться необходимого индивидуального внимания. Эта проблему можно решить с помощью наставничества», — считает руководитель ОО «Попечительский совет организаций образования «QOLDAU» Фарида Сағындық.

Мы поинтересовались, в чем заключается работа наставников — проводят ли они профессиональное ориентирование и какими знаниями делятся с детьми?

«Наставник — это друг, готовый всегда выслушать и помочь полезными советами, поделиться житейским опытом. Для их набора есть определенные требования. Сначала будущие наставники проходят отбор в пул, предоставляют документы, сдают тест, проходят интервью с психологом и после этих процедур мы обучаем их работе по специальной программе, — рассказала руководитель общественного объединения. — В рамках проекта мы ежегодно объявляем конкурс малых грантов, с помощью которых волонтеры могут реализовать свои интересные идеи на местах. Цель конкурса — привлечение волонтеров к практике наставничества, укрепление сотрудничества с ними, помощь в социализации детей, содействие формированию у детей жизненных, профессиональных навыков. В 2022 году часть победителей конкурса малых грантов из волонтеров перешли в наставников, взяв под свое шефство ребят. Уточню, сначала они были только волонтерами, а уже в процессе реализации проекта и после его завершения кто-то из них понял, что хочет остаться наставником для детей. Они и по сей день общаются уже вне проекта — как подопечный и наставник. По поводу того, какими знаниями обладают волонтеры и чему они готовы обучить ребят? Все это определяют наставники, а мы в проекте помогаем им реализовать свои идеи. Мы делаем акцент больше на корпоративное наставничество. То есть члены попечительских советов образовательных организаций не только сами становятся наставниками, но и привлекают к этой работе других людей — потенциальных социальных партнеров. Наша главная цель — создать устойчивый опыт наставничества в Казахстане».

Мы спросили, с какими эмоциями и чувствами ждут приезда наставников дети, а также какими впечатлениями они делятся после таких встреч.

«Работа наставников очень ответственная, но она приносит им настоящую радость. Они помогают ребятам приобщиться к труду, завести новые увлечения, хобби, рассказывают о достоинствах и особенностях отбельных профессий, которые интересуют детей. Удивительно наблюдать, как дети ждут своего наставника, с какой теплотой они встречают его каждый раз. Наставник должен быть правильным примером для них по многим аспектам — в отношении к труду, честности, жизненных принципов», — отмечает Фарида Сағындық.

Кто может стать волонтером?

— Целевая группа нашего проекта — это в первую очередь члены Попечительских советов организаций образования для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, сотрудники и воспитанники этих организаций, а также, конечно, волонтеры, просто активные граждане, представители неправительственных организаций и бизнес сферы.

«Вся информация о нашем проекте есть в социальных сетях. Некоторые волонтеры пришли к нам, увидев информацию на страницах Центра поддержки гражданских инициатив. Конкурс малых грантов также привлек немало волонтеров к практике наставничества. Больше всего среди них — это студенты. Они быстрее находят общий язык с детьми и у них больше свободного времени. Интерес к проекту проявляет не только молодежь, но и люди старшего поколения — «серебряные волонтеры», — рассказала Фарида Сағындық.

Проект рассчитан на три года

Часть мероприятий в рамках проекта Birgemiz: Sabaqtastyq проводят ежегодно. Среди них — отбор в пул наставников, конкурс малых грантов, индивидуальные консультации с психологами, вебинары и многое другое.

«Несмотря на это, каждый раз в процессе реализации проекта мы стараемся что-то улучшить, придумать новые инициативы, чтобы каждый год не был похож на предыдущий. В этом году одна из главных задач — это апгрейд процесса обучения наставников. Мы пересмотрели сам подход к этой задаче и готовим интересные проекты», — отметила она.

Напомним, Birgemiz: Sabaqtastyq реализуют при активном взаимодействии с Центром поддержки гражданских инициатив» Министерства информации и общественного развития РК.

Помощь в выборе профессии

В 2022 году на конкурс малых грантов по проекту «Birgemiz: Sabaqtastyq» поступило 99 проектов со всего Казахстана. Все они касались наставничества. Эксперты выбрали 30 самых интересных и эффективных и рассказали о них в книге «Сборник успешных кейсов».

«Эти проекты, реализуемые волонтерами-наставниками в разных уголках республики, объединены общей целью: помочь детям социализироваться в обществе, раскрыть их возможности и потенциал. Развивая волонтерство, мы закладываем прочный фундамент для счастливого будущего подрастающего поколения», — отметили в попечительском совете ОО «QOLDAU».

Фото: pexels.com

В одном из них — проекте IT Bilim —участвовали воспитанники Центра поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, Дома юношества, SOS Детской деревни Астаны. В Astana IT University обучали программированию, веб-дизайну, SMМ. Занятия проходили в современных, оснащенных всем необходимым аудиториях. По словам авторов проекта, у ребят была замечательная возможность погрузиться в креативную образовательную среду. После окончания учебы детям вручили памятные подарки и сертификаты.

«IT Bilim» — проект, который «родился» на основе моего волонтерского опыта. Идея пришла, когда я еще занималась преподаванием. Я подумала: почему бы не совместить знания студентов и детей, оказавшихся в нелегкой жизненной ситуации. Доверие между наставником и подопечным — залог успеха таких проектов. В процессе общения с ребятами мы поняли, что через доверие можно дать им понять, что мир не стоит на месте, и каждый человек имеет право на счастливое будущее, а образованность здесь выступает главным «триггером». Отрадно было видеть заинтересованность детей к обучению, было много положительных отзывов, им хотелось больше занятий. Поэтому мы не останавливаемся на этом и дальше планируем продолжать проект. Я была счастлива, узнав, что кто-то из ребят решил стать IT-специалистом и, надеюсь, найдет свое место в жизни благодаря нашему проекту. Для меня было важно донести, что любой человек имеет право получить качественные знания, независимо от социального статуса«, — рассказала автор проекта Айнур Абильтаева.

Занятия проводили студенты-волонтеры Astana IT University, они обучаются по таким образовательным программам, как «Кибербезопасность», «Программная инженерия», «Цифровая журналистика», «Медиатехнологии».

Профессиональный фотограф Лидия Ведутова также представила свой проект малых грантов. Раньше она обучала основам фото-мастерства людей с ограниченными возможностями.

«С помощью проекта я хотела помочь детям раскрыть воображение, обучить умению создавать картинку с нуля, проявлять творчество. И как результат — обучение детей практическим навыкам, которые будут полезны им на протяжении всей жизни, независимо от того, выберут они профессию фотографа или нет. Уже после первого потока обучения детей я увидела, что им интересны уроки, и они хотят развиваться дальше в этом направлении. Они буквально впитывали все знания, как «губки». Особенно им понравилось обучаться в профессионально оборудованной студии. Они на глазах превращались в настоящих фотографов», — поделилась Лидия Ведутова.

Фото: pexels.com

Один из учеников обучался фото-мастерству и после окончания проекта. Сейчас Лидия — его наставник в мире профессиональной фотографии.

«Мы вместе выезжаем на объекты, и он применяет теоретические знания на практике, тем самым может дополнительно зарабатывать. На проекте было много талантливых ребят. У кого-то хорошо получалось работать с фотографией, а кто-то полюбил видеосъемку и монтаж. У одной девочки прекрасно получалась предметная съемка и фотографии были настолько профессиональными, что их можно было сразу отдавать заказчику. После проекта она обратилась ко мне с вопросом, можем ли мы работать дальше, когда она вырастет», — рассказала она.

Лидия призналась, что успех наставничества определяется тем, чтобы после обучения дети смогли применять знания на практике в будущем.

«Иными словами, зажечь в их глаза огонь, чтобы ребята не ждали от кого-либо опеки, а могли сами предпринять что-то для своего благополучия в жизни. Наставник должен уметь не только обучать в рамках проекта, но и уметь дать практичный совет, который будет ребенку не «рыбкой», а удочкой, и он сможет им воспользоваться не раз», — считает Лидия Ведутова.

Другой интересный проект — «Вкусный цех». Его автор решила обучить воспитанников детского дома № 8 в Семее азам кулинарии.

«На средства гранта мы купили пароварку, мультиварку, мультипекарь и гриль — все, чтобы научиться быстро и вкусно готовить полезные блюда. Эти навыки, безусловно, пригодятся им во взрослой жизни», — рассказала председатель попечительского совета Жанна Жибраева.

Активисты и волонтеры ОФ «Центр семьи» закупили продукты и провели мастер-классы. По их словам, даже опытные хозяйки волновались перед уроками. Дети увлеченно погрузились в процесс готовки, превращая рецепты в ароматные блюда. После окончания проекта они представили все свои работы на «Празднике пирога». Этот проект послужил началом корпоративного наставничества для взаимодействия воспитанников детского дома № 8 и студентов, получающих профессию в колледже бизнеса и сервиса.

Также авторы проектов учили детей искусству шитья, основам дизайна одежды, показывали, как мастера управляются с установкой пластиковых окон и дверей, обучали английскому языку. Словом, давали важные знания и навыки, которые помогут ребятам выбрать востребованную профессию, а значит, самостоятельно зарабатывать, реализовать свои таланты и быть финансово независимым.