Что изменилось после снижения утильсбора в Казахстане?

Аналитики energyprom.kz провели оценку изменений, произошедших в автомобильной отрасли страны за 12 месяцев, передает ИА «NewTimes.kz». Одно из заметных событий — изменение размеров утильсбора. 14 мая 2022 года вступил в силу приказ, согласно которому ставки сбора пересмотрели и снизили вдвое.

Фото ИА «NewTimes.kz»

Итак, за 12 месяцев 2022 года на внутреннем рынке РК было реализовано 159,8 тыс новых легковых автомобилей — на 8,4% больше, чем годом ранее. При этом еще 10,2 тыс авто отправили на экспорт. Сразу 60,8% (против 50,9% годом ранее) имеющихся ресурсов было обеспечено казахстанскими производителями — 103,3 тыс авто — на 20,8% больше, чем годом ранее. Импорт же сократился на 14,6% — до 66,6 тыс авто (лишь 39,2% от ресурсов против почти половины в предыдущем году).

«Если же обратить внимание на динамику до и после ввода изменений в законодательство, то окажется, что доля казахстанских автомобилей на рынке не поменялась, так и оставшись на уровне около 61%, а рост производства даже ускорился: по итогам января–апреля 2022 года он составлял 19,2% к аналогичному периоду годом ранее, а по итогам мая–декабря — сразу 31,6%. Импорт же показывал спад (а вовсе не рост) и до снижения утильсбора, и, главное, после», — отмечают специалисты.

Если с начала весны по май, когда, собственно, утильсбор и сократили, основное изменение автопарка происходило за счет увеличения количества новых авто (младше трех лет) на 22,2 тыс — до 291,7 тыс машин, то уже после этого, с мая по декабрь, автопарк увеличился на 86 тыс авто, однако рост количества новых авто среди них — всего 28,2 тыс, а еще 33,7 тыс составили автомобили старше 10 лет, причем 22,8 тыс из них — и вовсе старше 20 лет.

При этом, несмотря на то что утильсбор был снижен, автопром РК отлично показал себя, независимо от этой ситуации. Так, с января по 1 мая 2022 года общее число выпущенных автотранспортных средств составило 30,7 тыс единиц против 26 тыс годом ранее (плюс 18%), а непосредственно легковых авто — 27,3 тыс против 22,9 тыс год назад (плюс 19,2%). С начала же мая и до конца декабря производство автотранспортных средств в целом достигло 83,2 тыс единиц против 67,5 тыс год назад (плюс 23,3%), а легковых машин — уже 76 тыс против 57,8 тыс годом ранее (плюс 31,6%).

«Таким образом, местные автопроизводящие компании показывают себя хорошо, чего не скажешь об автопарке РК в целом, где теперь уже 7 из 10 машин — старье. Сравним заодно рост аварийности на дорогах страны. Так, если количество аварий с начала 2022 года до конца апреля показало годовой рост на 2,9%, то с мая по декабрь включительно — сразу на 7,7% к аналогичному периоду годом ранее. В результате в целом по итогам 2022 года количество ДТП увеличилось на 6,4% — это самый большой рост за все последние годы. Такая же динамика наблюдается и с численностью пострадавших в этих ДТП», — говорится в сообщении energyprom.kz.

По мнению аналитиков, на обновление автопарка, а также на возможности казахстанцев купить новое авто гораздо позитивное влияние оказала система льготного автокредитования от государства.