«Дом мог обрушиться в любой момент»: Алматинские спасатели рассказали о спасении пострадавших при землетрясении в Турции

Вернувшиеся из Турции в Алматы представители республиканского оперативно-спасательного отряда подробно рассказали, как проходило спасение из-под завалов пострадавших при землетрясении, передает ИА «NewTimes.kz».

Фото: rsk.almaty.kz

Напомним, спасатели вылетели в Турцию 7 февраля. Они прибыли в город Газиантеп, пострадавший от разрушительного землетрясения. От республиканского оперативно-спасательного отряда МЧС было 33 спасателя, Центра медицины катастроф — 5 человек.

«По прибытию нам сразу показали полуобрушившееся здание. Начальник участка сказал, что дальше есть полностью разрушенные здания. Мы поделились на две группы. Сначала сделали визуальную разведку, которая показала, что здание разрушено с 1 по 3 этажи, был очень большой крен. Проем между потолком и полом составлял около 30 сантиметров. Мы работали всю ночь, извлекли женщину из-под завалов, под утро нашли еще одно тело, это оказалась ее дочь», — рассказал на брифинге в РСК Алматы руководитель Республиканского оперативно-спасательного отряда МЧС РК Владимир Цой.

Сложность работы состояла в том, что из-за сильного крена здание могло обрушиться в любой момент, а потому представляло угрозу для спасателей.

«На вторые сутки, когда мы установили маячки, афтершоки продолжались, дом накренился еще на 4 сантиметра. Мы приняли следующее решение: чтобы извлечь всех пострадавших, нужно демонтировать здание. На это ушло двое суток, это была ювелирная работа. В итоге работ мы извлекли 19 тел погибших. После часа работы запускали кинологов, объявляли 5-минутную тишину, собаки искали, затем далее демонтировали. И так до 1-го этажа, все расчистили. Ведрами выгребали строительный мусор. Каждую секунду дом мог разрушиться, спасатели испытывали постоянное эмоциональное и психологическое напряжение», — признался Владимир Цой.

 

«Сложность заключалась в том, что работа сопровождалась афтершоками. Это мешало работать. Бывало, что только начинаешь копать, и трясет. Работу останавливали, отходили на безопасное место, так как над нами висели дома, которые были не полностью разрушены, — отметил руководитель спасательного подразделения Бауыржан Арыстанбаев.

У него спросили: где чаще всего находили живых людей.

«Так не скажем, где именно. Просто некоторым повезло, их вытащили живыми. Их доставали из пустот, а пустот там было очень мало», — ответил он.

На втором объекте в спасательных работах участвовало 10 человек. Людей искали в том числе при помощи приборов, определяющих дыхание и сердцебиение человека.

«Работа была сложной. Представляете, нужно было спуститься на вертикальную глубину в 3 метра, диаметром в 50-60 сантиметров, это как колодец. Мы шли на звуки, нам повезло, что мы вышли прямо к пострадавшим. Поиск проводился при помощи приборов, мы прислушивались к голосам. Пострадавшие хотели пить, сделали для них из медицинской системы трубочку, опустили в щель, дали воды. На тот момент пострадавшие находились под завалами трое суток. Под утро извлекли мужчину и двоих его сыновей. На следующий день они уже пришли поблагодарить нас, — отметил руководитель РОСО. — Когда мы извлекали тела, нашли мужчину, который прикрыл телом 6-7-летнего сына. Сын мог бы, наверно, выжить, но когда падал шкаф, углом пробил ему голову. Психоэмоциональная нагрузка зашкаливала. Ко мне обратилась женщина, показала фотографию девочки и сказала, что она была в том доме. Мы нашли этого ребенка, но, к сожалению, ничем помочь не смогли. Мы все люди, тяжело, конечно, на это смотреть».

На месте спасательных работ в палатке был организован пункт обогрева. Туда за медицинской помощью обратилось свыше 100 человек, 80 — жители Турции.

«Также за медпомощью обращались и наши спасатели. У них были микротравмы из-за работы с острыми предметами, ушибы. Среди местного населения преобладали заболевания с острой реакцией на стресс, признаками переутомления, проявлениями простудных заболеваний. Местные службы непрерывно вместе с нами работали. Мы получили большой опыт. Из Алматы было 5 человек, в целом из Казахстана — 10. Работали круглосуточно, посменно, ориентировались на наших спасателей. Увидели, какой тяжелый физический и эмоциональный труд. Местные жители остались очень благодарны. 18-го февраля мы вылетели из Газиантепа. Личный состав прибыл в Казахстане без происшествий», — рассказал руководитель Центра медицины катастроф по городу Алматы МЧС РК Жазылбай Козыбахов.

В спасательных работах активно участвовали кинологические расчеты. Собаки работали напряженно, искали людей под завалами, проявив настоящий героизм.

«Из Алматы в Турцию выехало 3 кинологических расчета. Было, что из-под завалов торчали арматура, провода, мешали раздражители — различные запахи — еды, бытовой химии. Собаки работали 20 минут, 9 минут отдыхали», — рассказал главный спасатель — специалист кинологического отделения со служебной собакой Джейкоб — Ерик Берлыбеков.

Фото: rsk.almaty.kz

По словам спасателей, собаки «обозначают» точку, они начинают лаять и это значит, что в этом месте находится человек.

«Наши собаки обучены на поиск живых людей, к примеру, при сходах лавин, в горах и т.д. Джейкоб на одной точке стала вести себя неестественно, пролежала 30 секунд и побежала дальше. Спасатели начали искать, и нашли тело. Она дальше начала показывать, где находятся тела. Садится, лает, подает голос, что здесь живой человек, — отметил Владимир Цой.

Спасатели РОСО работали в двух городах — Газиантепе и Хатае. Они спасли из-под завалов 7 человек и извлекли 88 тел погибших. Жители Турции высоко оценили профессионализм казахстанских спасателей.

«Был такой случай, когда подошли и спросили: «Почему казахи такие крутые, у вас что, там постоянно землетрясения? На, что я ответил, что у нас в Казахстане хорошая школа спасателей. У нас ежегодно проводятся сборы на полигоне, соревнования, семинары, находятся элементы разрушений, мы тренируемся, там же проходят обучение кинологи. Эта подготовка пригодилась в Турции», — сказал Владимир Цой.

Спасатели работали по 16 часов. Они не оставляли вверенные им объекты ни на минуту. Поддержку оказывали волонтеры, приносившие горячий чай. К слову, ночью температура была −7, а днем −3,-5. На брифинге у спасателей спросили, что должно быть в первую очередь в «тревожном чемоданчике» на случай непредвиденного происшествия. Это документы, фонарик, свисток, чтобы подавать сигнал о помощи, теплое белье, питьевая вода, что-то из нескоропортящихся продуктов.

По словам спасателей, при землетрясении нужно встать в дверной проем, где есть несущие стены, и если есть возможность — выбежать по лестнице на улицу. Они также рассказали, что парковка возле разрушенных 9-тиэтажных домов осталась целой, но люди успели туда спуститься.