По данным на 1 января, в Казахстане зарегистрировано примерно 3,9 млн легковых автомобилей. За прошедшие 20 лет количество авто выросло практически в три раза. Однако основная часть зарегистрированных автомобилей выпущена более 10 лет назад, на их долю приходится свыше 70% легковых авто. Команда Jusan Analytics проанализировала автомобильный рынок Казахстана, определила, как он формировался, какие существуют тренды, и сделала прогноз, как он будет выглядеть через 10 лет, передает ИА «NewTimes.kz».
Как формировался автомобильный рынок Казахстана?
До 2010 года производство автомобилей в Казахстане имело незначительный объем — в пределах 2-3 тыс авто в год, рынок пополнялся преимущественно за счет импорта. В пиковые 2006 и 2007 годы импорт составлял около 400 тыс авто в год, в основном это были подержанные автомашины старше 10 лет из Германии и Японии.
В 2008 году из-за запрета на ввоз в страну автомобилей с правым рулем объем поступлений на рынок снизился. Однако предложение быстро перестроилось, и в Казахстан начали поступать подержанные, в основном 5-7-летние авто из США.
С 2010 года, после вступления Казахстана в Таможенный союз, пополнение возрастной категории «10 лет и старше» со стороны импорта прекратилось. Стало невыгодно импортировать такие автомобили из-за существенно возросших таможенных пошлин и ужесточения прочих технических регламентов. С этого периода пополнение категории автомобилей старше 10 лет на рынке Казахстана стало возможным в основном путем естественного старения уже присутствующих на территории страны автомобилей.
В 2016 году после ввода платы за первичную регистрацию и утилизационный сбор стало очень дорого ввозить в страну авто старше трех лет. С этого периода автомобильный рынок Казахстана стал наполняться в основном за счет отечественного производства или импорта новых автомобилей.
Как обстоят дела на вторичном рынке?
Низкие объемы продаж новых автомобилей в Казахстане и высокие цены на них не позволяют в достаточном количестве удовлетворить спрос для всех категорий граждан на вторичном рынке. В этой связи более 60% сделок по купле-продаже совершаются с автомобилями, бывшими в употреблении, и с момента выпуска которых прошло более 10 лет.
Отметим, что около 20% из всех выставленных на продажу автомобилей — нерастаможенные, то есть с регистрационными номерами других стран, преимущественно стран ЕАЭС. Простая статистическая экстраполяция этих данных свидетельствует, что в Казахстане таких автомобилей около 500 тыс.
Наибольшее количество нерастаможенных автомобилей на вторичном рынке — Toyota и Lada. Среди автомобилей 1980-2010 годов выпуска они составляют 24 и 54% соответственно. Это значит, что почти половина автомобилей Lada имеет иностранную регистрацию.
Напомним, с конца января по 1 июля проходит процесс легализации иностранных автомобилей, ввезенных на территорию Казахстана до 1 сентября 2022 года. Это значит, что эти 500 тыс авто пополнят автомобильный рынок официально при перерегистрации.
При этом на рынке наблюдается дефицит качественных и недорогих автомашин, так как с 2016 года именно этот сегмент рынка перестал регулярно пополняться за счет импорта.
Рынок через 10 лет
Таким образом, исходя из проведенного анализа и при сохранении определенных трендов, через 10 лет рынок будет выглядеть следующим образом.