Минимальные стандарты качества жизни в городах и селах пересмотрели в Казахстане

Министерство национальной экономики РК пересмотрело систему региональных стандартов обеспеченности населенных пунктов социальными объектами и услугами. Для повышения качества жизни в регионах и уменьшения оттока населения из небольших сел и городов в мегаполисы и областные центры в систему внесено несколько существенных изменений, передает ИА «NewTimes.kz» со ссылкой на ranking.kz.

Фото ИА «NewTimes.kz»

Во-первых, увеличен перечень учреждений и услуг, которые обязательно должны быть в каждом селе и городе. Во-вторых, изменены сами критерии оценки качества жизни. Теперь важно не только наличие тех или иных объектов, но и их техническое состояние. Например, если в селе школа есть, но в ней давно не было ремонта и она в аварийном состоянии, населенный пункт не получит высокой оценки по СРС.

Для чего нужна система СРС? Для госорганов СРС — общий знаменатель, стандарт, на который должны ориентироваться чиновники, когда разрабатывают программы развития и распределяют бюджет. Стратегическая цель — сделать так, чтобы в каждом ауле люди жили в нормальных бытовых условиях. Не ходили с флягами за водой, не взбирались на холмы в надежде поймать сигнал сотовой связи, детям в школах не сыпалась на голову штукатурка, а ближайшая аптека располагалась ближе, а не за 200 километров.

Для каждого типа населенного пункта разработан свой список основных стандартов. Например, в селах нужно соблюдать необходимый для нормальной жизни минимум из 20 социальных объектов и услуг, обязательно должны быть детсады, школы (или подвоз к ним), больничные пункты, почтовые отделения, культурно-досуговые комплексы. Сельчане имеют право на нормальные внутрипоселковые дороги, водоснабжение, широкополосный доступ к интернету, сотовую связь. В опорных селах и центрах сельских округов этот список можно дополнить центрами поддержки предпринимателей, ветеринарными пунктами, зонами самообслуживания для получения госуслуг и т. д.

В городах республиканского и областного значения обязательных объектов и услуг должно быть минимум 41. Кроме школ, больниц, аэропортов, аптек, в каждом областном центре и мегаполисе предусматривается наличие мусороперерабатывающего комплекса, контейнеров для раздельного сбора твердых бытовых отходов, зоологических и ботанических парков, центров специальных соцуслуг.

Наибольшая разница между условиями жизни в городе и на селе наблюдается в Восточно-Казахстанской (91,3% и 50,4%), Атырауской (82,5% и 44%) и Улытауской (86,7% и 38,1%) областях. Исключительными показателями отличается Актюбинская область, где на селе обеспеченность социальными благами даже выше, чем в городах, — 86,8% против 73,5% соответственно.

Всего, по данным МНЭ РК, из 6,3 тыс казахстанских сел высокий уровень обеспеченности основными благами цивилизации — более 80% — имеют лишь 786 аулов с общей численностью населения 3,2 млн человек. Почти половина сел (около 2,8 тыс с численностью населения 3,6 млн человек) оценена как населенные пункты со средним уровнем обеспеченности — от 50 до 80%. Столько же аулов имеют совсем низкое качество жизни, в них нет даже 50% положенных социальных благ. Это, как правило, села с малой численностью населения. Суммарно в 2,7 тыс таких аулов живет лишь чуть более 700 тыс казахстанцев.

Удивительно низкими среди городов выглядят показатели Астаны, где обеспеченность обязательными услугами и социальными объектами составляет всего 75,1%. Дело не только в расширенном перечне стандартов для мегаполисов. Столица, несмотря на свой высокий статус, имеет много инфраструктурных проблем, связанных в числе прочего с неконтролируемой урбанизацией.

По данным МНЭ, система региональных стандартов уже включена в основные стратегические документы — план территориального развития до 2025 года и концепцию развития сельских территорий на 2023–2027 годы. Известно, что в сентябре при обсуждении нового бюджетного кодекса систему СРС планируют сделать обязательным фактором учета при формировании трансфертов общего характера и инвестиционных планов регионов. По информации МНЭ, в ближайшие два года всем центральным госорганам предусмотрены целевые трансферты на развитие регионов в размере 3,2 трлн тенге.