В городах Казахстана, Кыргызстана и Узбекистана все чаще встречаются товары из Сибири. В последние годы на среднеазиатский рынок пошли и рестораторы, передает ИА «NewTimes.kz». Об экспансии на рынок Средней Азии порассуждал журналист издания «Новосибирск онлайн».
Издание отмечает, что в казахстанских магазинах стали часто встречаться продукты от «Яшкино», крупы «Пассим», мороженое «Гроспирон», а также пиво Heineken, ближайший завод которого находится в Новосибирске. И это не считая алтайской гречки, московской колбасы и еще целого ряда продуктов.
«Сибирские предприятия осваивают рынки стран Средней Азии уже давно, но в последние годы это движение стало интенсивнее. С одной стороны, новосибирские компании набрали возможности для экспансии, с другой — развивающийся рынок среднеазиатских стран сам требует новых имен и товаров. Если товары под знакомыми брендами могут затеряться на полке, то вывески новосибирских компаний говорят о присутствии на новом рынке более ярко», — обозначил журналист «Новосибирск онлайн».
Первым новосибирским ресторанным брендом, который появился в Средней Азии, стал Traveller`s coffee. В начале 2010-х сеть активно развивалась, открыв несколько точек за рубежом. Позже часть кофеен в Новосибирске получила новое название — Discovery coffee, а владелец этого нового бренда начал предлагать партнерам франчайзи. В Новосибирске все точки под этим названием закрылись, а в Казахстане, Павлодаре и сегодня работает заметная для города сеть из четырех кафе под этим брендом.
Чуть позже в Казахстане открылись точки сети «Шашлыкофф», которая развивается преимущественно по франчайзингу. На сегодня у «Шашлыкофф» шесть работающих баров — три в Астане и по одному в Алматы, Аксае и Атырау. Причем оценки в 2ГИС в Астане немного выше, чем даже в родном Новосибирске.
Активно занялась освоением азиатского рынка и сеть TomYum Bar. Причем новосибирская компания пошла еще дальше на юг: одно заведение открылось в Ташкенте (осень 2021 года) и еще одно — в Алматы (декабрь 2021 года).
Сеть «Перчини» пока обзавелась только одной точкой — в Астане. Еще один проект, история которого началась в Новосибирске, «Бодрый день», имеет микрокофейни уже в четырех городах Казахстана. Новосибирский Fit Service вышел на рынок Казахстана пять лет назад. Сегодня это крупнейшая в стране сеть автосервисов (18 станций в шести крупнейших городах).
Кроме продуктов и предприятий, под российскими брендами в Средней Азии активно работают фирмы, чьи названия конечному потребителю могут ничего не сказать. У производителя упаковки — новосибирской компании «Нео-Пак», например, первые поставки в Казахстан были в 2010 году, говорит директор по развитию компании Алексей Пономарев, а сейчас на ближнее зарубежье у него приходится уже около 15% всей производимой продукции.
«Отношение к России здесь очень доброжелательное, и транспортное плечо приемлемое. Из Новосибирска вся Средняя Азия ближе, чем из Центральной России», — говорит Алексей Пономарев.
Автор материала отметил, что в Средней Азии давно уже есть довольно многочисленная платежеспособная публика.
«Жители России, никогда не бывавшие в Средней Азии, могут иметь искаженное представление о том, что происходит в этих странах, поскольку ориентируются на тех выходцев из Кыргызстана или Узбекистана, которых встречают в России», — написал он.
Руководитель представительства Fit Service на территории Казахстана Вячеслав Мишин отмечает пока что недостаточную развитость франчайзинга в Казахстане, что дает сильным франшизам дополнительные преимущества.
«Если сравнить данные по рынку франчайзинга России и Казахстана, то будет заметно значительное отставание. Например, количество франшиз в России уже перевалило за 3 тыс, а в соседней стране пока только 590 предложений. В России во франчайзинговых сетях работает около 1,24 млн сотрудников, а в Казахстане — 125 тыс», — говорит Мишин.
Специалист по маркетингу и сертифицированный гид-экскурсовод Андрей Поздняков родился в Казахской ССР, значительную часть жизни прожил в Новосибирске, а в прошлом году вернулся на «историческую родину». По его словам, продукты из России не просто давно продавались в Казахстане, но и имеют даже более высокую репутацию, чем могли бы представить сами россияне.
«Здесь, как и у нас, существуют определенные потребительские мифы о прекрасных российских продуктах. Новосибирские конфеты, например, это прямо вау, или алтайская мука. Это имеет глубокие корни», — говорит эксперт.
По мнению Позднякова, более крупный российский рынок и наличие на нем больших национальных и международных компаний сделали российский бизнес более развитым, конкурентным, что дает ему преимущества в Средней Азии. Заметное влияние на ситуацию оказывает и значительное количество россиян, которые переехали в последние полтора года в Казахстан и Кыргызстан.
«Пожив в российских городах и привыкнув к имеющимся здесь кофейням, доставкам роллов и паназиатским ресторанам, молодые казахи, кыргызы и узбеки неминуемо транслируют эти потребительские стандарты у себя дома. Для этого необязательно даже возвращаться в родной город — достаточно вести социальные сети и делиться с друзьями моментами своей жизни: вот я в красивом баре, вот я со стаканчиком кофе, вот я на электросамокате. Это, несомненно, подстегивает спрос на подобные вещи и на родине тоже», — заключил журналист российского СМИ.