В начале года вице-министр финансов РК Даурен Кенбеил отчитался о результатах работы ведомства за прошедший год, где упомянул, что, согласно исследованиям Всемирного банка, отечественная система госзакупок является одной из лучших в мире и занимает третье место по доступности и прозрачности из 109 государств в мировом рейтинге. Конечно, подобным успехам нужно радоваться. И все бы ничего, но, по мнению экспертов, казахстанская система госзакупок далеко не идеальна, как кажется, и еще есть куда расти, передает автор ИА «NewTimes.kz» Данияр Садвакасов.
К примеру, в отечественном госзакупе отсутствует независимая система обжалования, что может привести к коррупции, неэффективному использованию государственных средств, отсутствию конкуренции и высоким издержкам для бюджета.
Директор ОФ «Цифровое общество» Нургали Рахманов, который специализируется на государственных закупках, утверждает, что без независимой системы обжалования поставщики товаров и услуг могут столкнуться с нарушением своих прав в процессе госзакупок.
«Так, в проекте нового закона «О государственных закупках» в случае несогласия с решением уполномоченного органа, принятым в соответствии с пунктом 6 настоящей статьи, потенциальный поставщик вправе обжаловать его посредством веб-портала в апелляционной комиссии при уполномоченном органе в порядке, предусмотренном законодательством Республики Казахстан о государственном аудите и финансовом контроле. Получается, если апелляционная комиссия, куда можно обжаловать решение уполномоченного органа, входит в состав того же уполномоченного органа, который осуществляет госконтроль госзакупок, и разрабатывает и утверждает правила госзакупок, то это может создавать конфликт интересов и не обеспечить независимую систему обжалования», – говорит он.
«Канада демонстрирует успешный опыт института независимого уполномоченного по защите прав участников государственных закупок. Конечной целью уполномоченного или омбудсмена является содействие соблюдению принципов справедливости, открытости и прозрачности в сфере закупок. То есть уполномоченный изучает методы приобретения товаров и услуг, рассматривает претензии, обеспечивает альтернативные процедуры урегулирования споров. А опыт Украины представляет систему обжалования, которая выведена в антимонопольный комитет Украины, в составе комиссии по обжалованию, кроме чиновников из разных ведомств, участвуют и представители гражданского общества. Все решения комиссии открыто публикуются на сайте антимонопольного комитета, что позволяет потенциальным поставщикам, которые несогласны с решениями госзаказчика, объективно оценивать шансы выигрыша по своей планируемой жалобе», – поделился Нургали Рахманов.
К тому же есть и другие рекомендации, которые ОФ «Цифровое общество» предложило в ходе обсуждения законопроекта «О государственных закупках» в этом году.
«Адвокационные приоритеты могут меняться каждый год. Но в этом году мы взяли три приоритета, т. е. три пункта на основе исследований ОЭСР, эффективности госзакупкок РК, которые должны быть учтены в проекте нового закона о госзакупках. К приоритетам относятся развитие института профессиональных госзакупщиков, независимая система обжалования госзакупок РК, механизм взаимодействия актикоррупционной службы РК с общественными организациями в сфере мониторинга госзакупок. Все эти приоритеты означают адвокацию изменений по повышению уровня прозрачности госзакупок и противодействие коррупции. Проблемы одинаковы для большинства стран мира. И, как показывают исследования в странах ОЭСР, около 57% коррупционных преступлений совершается в сфере госзакупок», – резюмировал Рахманов.
По сведениям Kun Jarygy, за шесть месяцев нынешнего года общая сумма госзакупок в РК составила 10,08 трлн тенге, в 2022 году этот показатель был меньше в два раза, а именно 5,69 трлн тенге, в 2021 году – 4,67 трлн тенге. А вот портал госзакупок пока полными данными не располагает.
К слову, коалиция Kun Jarygy запустила свой портал, где можно обучиться навыкам мониторинга госзакупок, изучать кейсы и вступить в экспертное сообщество.