Генетический код казахов: тайны предков

Когда сформировался генофонд казахов? Почему народ стал делиться на роды и жузы? Как получилось, что в одном роду казахские мужчины имеют разные Y-хромосомы? Ответы на эти вопросы ищут в Национальном центре биотехнологии,  передает ИА «NewTimes.kz» со ссылкой на МТРК «МИР24».

Фото: МТРК «Мир»

Здесь уже несколько лет ведутся генетические исследования, которые не только помогают определить, кто был общим предком того или иного рода, но и позволяют сократить вероятность генетических заболеваний, а в перспективе эти знания будут служить на обеспечение безопасности современников.

«Будучи школьником, я интересовался нашей историей, неоднократно участвовал на олимпиадах. Позже увлекся естественными науками, поступил в МГУ им. Ломоносова на биологический факультет, на кафедру генетики. И в один прекрасный день на летней практике на очень интересной лекции нашего профессора узнал о междисциплинарном направлении генетики и истории. Речь шла о поиске генетических следов Чингисхана. Это меня увлекло. Позже мы с ним неоднократно беседовали на эту тему. Я упомянул, что в структуре нашего народа есть такая особенность, связанная с шежире, генеалогией. И есть даже род, который не входит ни в какие жузы и по генеалогии возводит себя к Чингисхану, род торе. И так я пошел в это направление, начал осваивать лабораторные методы, связанные с этим направлением, потом статистические, современные методы анализа. И в итоге после завершения обучения в Московском институте общей генетики защитил диссертацию на тему «Анализ связи полиморфизма Y-хромосомы и родоплеменной структуры казахов», – рассказывает о начале своего научного пути сотрудник Национального центра биотехнологии Максат Жабагин.

Сегодня он – заведующий лабораторией генетики человека. Исследования здесь ведутся по нескольким направлениям:

  • популяционная генетика – о формировании народов Центральной Азии, о генофонде казахов;
  • криминалистическая генетика, она в какой-то мере является неким прикладным аспектом первого направления;
  • медицинская генетика – это изучение генетических основ различных заболеваний, в планах –предупреждение врожденных синдромов у детей.

«Сегодня существует промежуточный неинвазивный метод диагностического исследования возможных патологий ребенка, без так называемого прокола. Известно, что в русло крови матери попадают некоторые клетки ДНК плода. Они маленькие, но можно с помощью специальных методов выделения поймать и расшифровать их количество и тем самым понять, есть ли какие-то нарушения или нет. Потому что у традиционных методов диагностики – биохимии и УЗИ – есть ограничения, и наши исследования позволят сократить количество женщин, которых необходимо направлять на инвазивный метод», – поясняет ученый.

Почему дети похожи на своих родителей, бабушек, дедушек и более далеких предков? На этот вопрос отвечает генетика.

Максат Жабагин пошел еще глубже. Он стал интересоваться – почему казахи стали делиться на роды и почему шежире (родословная у казахов, которая передается из поколения в поколение) ведется именно по мужской линии?

«Известно, что Y-хромосома биологически наследуется от отца к сыну, и по генеалогии мы знаем, что принадлежность ребенка к роду наследуется от отца, и между ними предполагается связь. Долгие годы, особенно в советское время, несерьезно относились к шежире, как к источнику, некоторые авторы говорили, что многие вещи и легенды генеалогии мифологизированы. Хотя казахи всегда утверждали, что члены одного рода все восходят к одному общему предку. И мы в наших исследованиях доказали, что для большинства казахских родов это является нормой, когда большая часть членов одного рода действительно восходит к одному общему предку. У них у всех родственная Y- хромосома. И, изучая ее, можно рассчитать, например, когда жил их общий последний предок и сопоставить это с генеалогией и историей», – говорит генетик.

Например, он это сделал для рода аргын. Это один из крупнейших казахских родов, вопрос происхождения которого будоражит умы не только историков. Считается, что появление аргынов на исторической сцене, в отличие от других казахских родов, было внезапным и поздним. Аргыны начинают активно фигурировать в разных источниках только в XIV–XV веках. Самая известная концепция их происхождения предполагает генетическую связь с древними гуннами («ар» – «дальний», «гын» – фонетически измененное от «гунн»). Известный писатель Олжас Сулейменов, так же как М. Тынышпаев, А. Аристов и Л. Гумилев, поддерживал восточное происхождение аргынов и нашел много корневых слов в шумерском и казахском языках. Сулейменов предположил, что 9 тысяч лет назад прототюрки ушли в Шумер. Все первоисточники доказывают: гунны-хунны (прототюрки) появились на исторической арене в III веке до нашей эры на севере Китая, затем в IV–V веках появились в Европе, дав начало великому переселению народов с Востока на Запад.

«Для аргынов характерен эффект отца-основателя. Это никак не соответствует версии их происхождения от различных племен. Мы провели генетические исследования и выяснили, что общий предок представителей рода аргын жил где-то 650 лет назад. По генеалогии и истории это совпадает с жизнью золотордынского эмира Караходжи. Кстати, если смотреть глубже, то предковая Y-хромосома аргынов была принесена в Центральную Азию с территории Северного Ирана не позже раннего железного века. Поэтому, наверное, неудивительно, что вы замечаете черты Ближнего Востока у аргынов. А вот найманы, наоборот, имеют по крайней мере 3 неродственных между собой основателя, и только один связан с вариантами Y-хромосомы, характерными средневековым монгольским народам», – делится Жабагин.

Точно такое же исследование было проведено для уйсунов. Это самое крупное по численности родоплеменное объединение у казахов, составляющее большинство Старшего жуза, а также являющееся крупным племенем ногайцев, узбеков и других тюркских народов. Уйсуны Старшего жуза состоят из следующих кланов: сарыуйсын, шапрашты, ошакты, ысты, дулат, албан, суан. В некоторых источниках к уйсунам причислены шакшам исиргелы.

Исследования, проведенные в генетической лаборатории центра биотехнологии, показали, что большинство членов этих родов восходят к одному общему предку, который тоже жил примерно 650-700 лет назад. И если сопоставлять с историей, то это сходится со временем жизни Байдебек бия, который является по генеалогии их основателем.

Такая же картина выяснилась для крупных родов алимулы и байулы, которые восходят к одному общему предку Алау батыру, это золотоордынский эмир. И эти два рода по сути являются одним крупным племенем алшын.

Но есть роды, которые не имеют эффекта основателя. Это относится к роду кожа. Их члены рода заявляют, что они происходят от одного общего предка, который восходит к племени курайшитов, из которого происходит пророк Мухамед. Но исследования, проведенные в лаборатории Жабагина, показали, что разные подрода кожа имеют разных отцов-основателей по отцовской линии, и они имеют различное происхождение. Переднеазиатское, связанное с Ираном, с Узбекистаном. Но это и объясняется логически: первые миссионеры, которые двинулись с территории Аравии распространять ислам, не могли быстро дойти до Центральной Азии, им понадобилось несколько веков. И когда они пришли на территорию близлежащих стран – современного Ирана, Ирака, распространяя там ислам, то привлекали местное население в ученики. И эти ученики продвигались дальше, также привлекая местное население. И так сложилась традиция, называемая у них сильсиля – преемственность от учителя к ученику. Это легло в основу их генеалогии.

«Позже, когда в Центральной Азии ислам был успешно распространен, в эпоху Золотой Орды, можно сказать, он стал государственной религией, эти люди, которые распространяли ислам – степное духовенство, они обрели какое-то социальное положение. Им для распространения ислама уже не нужно было принимать в ученики местное население. И они сконцентрировались на передаче своего социального положения и знаний своим близлежащим родственникам по мужской линии, и тем самым сложилась традиция эндогамного бракосочетания, которое продлилось вплоть до 70-х, 80-х годов. По этой традиции кожалар брали в супруги только представителей рода кожа. И поэтому их генеалогия делится на две части. Первая – это наследование от учителя к ученику, она формировалась до эпохи Золотой Орды. После эпохи Золотой Орды уже формируется на основе биологического наследования. Уже учитель и ученик – это отец и сын. Тем самым мы видим у них мини-кластеры эффекта основателя от разных отцов-основателей», – рассказывает заведующий лабораторией.

«Интересно, что многие роды в Казахстане берут свое начало где-то 600-700 лет назад, когда происходило тектоническое движение народов, диктуемое золотоордынским нашествием Чингисхана. Тогда возник пассионарный взрыв, когда появились новые ресурсы, новые государства и т.д., и тогда многие казахские роды и стартовали. Как правило, от людей, у которых были большие ресурсы. Знать, богатые люди, которые были на верхушке власти, у них было много жен и наложниц, и они оставили после себя большое потомство. И далее это потомство, если оно было успешным, разрасталось. Это называется «эффект основателя», когда в какой-то популяционной группе, в этнической единице мы видим большие анклавы потомков одного человека. Это не очень часто встречаемое явление. Где-нибудь в Европе вы это вряд ли найдете, а у казахов это есть. То есть получается, что примерно в эпоху Золотой Орды был круто замешан тот генногеографический пирог, из которого в итоге появился народ, называемый казахами», – говорит руководитель Национального центра биотехнологии Ерлан Раманкулов.

Но почему же возникают ситуации, когда у мужчин, представителей одного казахского рода совершенно разные Y-хромосомы? Ученые нашли объяснение этому деликатному моменту.

«Действительно, вопрос можно ставить и так: а стоит ли лезть туда, где очень много социального? Простая ситуация: мы взяли какой-то род, отработали его генетику и мы понимаем, какая Y- хромосома должна быть у представителей этого рода. А у человека другая Y-хромосома, и что теперь делать? Будем его исключать из этого рода? С позором изгонять? Перегонять в другой род и давать какой-то сертификат? Надо понимать, что роды казахские – это социальная категория. Нет такого рода, чтобы все были железно родственники. Есть люди, по которым мы видим, что они из другого бэкграунда, из другого замеса, рода. В истории казахов всегда было много человеческих заимствований. Когда кого-то принимали в род, братались, кого-то брали в плен, были батраки, которые работали на богатых и вместе десятилетиями кочевали и за это время переживали совместно столько всего! Кто-то оказывался в беде, разные ведь ситуации бывали – набеги, джут, смерть близких. Но чтобы бросили – такого не было. Брали к себе, воспитывали как родного, и через 2-3 поколения уже никто не мог вспомнить, что это социальное приобретение рода, а не генетическое. Сам род становился мозаичным. Мозаичным до того, что иногда в роду могло существовать несколько групп, примерно одинаковых по количеству людей. А теперь сказать, кто из них оригинатор, кто из них главный, с кого все пошло, может быть уже и невозможно», – рассуждает Раманкулов.

Интуитивно казахи испокон веков соблюдали законы генетики, ведь большинство родов были экзогамными. Степняки придерживались принципов Жеты ата и старались брать невест издалека.

«Стоит помнить, что изучая Y-хромосому и сопоставляя с шежире и находя паттерны различия между казахскими родами, нужно понимать, что это только одна хромосома из 46. У нее есть особенности, она наследуется от отца к сыну, практически не изменяясь. А если происходят изменения, то они сохраняются и передаются из поколение в поколение. Другие хромосомы имеют другую особенность, они идут 50% от мамы, 50% от папы, смешиваются и рекомбинируют. И в дальнейшем из поколения в поколение они передаются смешанными. И в этом плане когда мы исследовали казахов разных районов, разных регионов, городов, было видно, что несмотря на большую географическую территорию, несмотря на разные родовые принадлежности, казахи аутосомно, в общем по целому геному очень близки между собой. То есть здесь как раз-таки очевидно, что соблюдая Жеты ата, нужно брать жен из других родов, проживающих подальше. И кочевой образ жизни позволял смешиваться. И по генетическим данным самое последнее смешение было в эпоху Золотой Орды. Когда уже окончательно сформировался тот облик генофонда, который в дальнейшем не менялся и в принципе схож с современным казахским», – говорит Максат Жабагин.

А какое прикладное значение этих сложных и достаточно дорогостоящих исследований? Ученые говорят о больших перспективах. И речь не только о медицинской составляющей, которая позволяет минимизировать число генетических мутаций.

«Популяционные исследования позволяют нам изучать генофонд. Мы изучаем разные регионы, разную специфику, для нас, казахов, это родовая структура. И тем самым мы находим различные генетические варианты в разных регионах, между разными родами и их закономерность распространения в пространстве. Тем самым узнаем генную географию генофонда. Это позволит в дальнейшем использовать эти знания в криминалистической генетике, которую мы развиваем. Например, если на месте преступления будет найден биологический след, изучив его генетически и сопоставив с данными популяционной генетики, можно с высокой долей вероятности сказать – из какого региона были предки этого человека, в каком роду у него больше всего есть генетических родственников, и тем самым дать косвенные подсказки следствию, – утверждает Максат. – И второе. Собирая популяционную генетику, мы собираем информацию в рамках проекта фенотипов цвета глаз и кожи. В дальнейшем в лаборатории мы изучаем эти признаки в связи с их генами и находим закономерности, которые влияют на формирование определенного цвета глаз и кожи. И тоже в криминалистике эти знания позволят помочь дать информацию по биологическому образцу какого цвета кожи или волос был у этого человека. И в целом за рубежом есть базы данным генетической генеалогии, где люди, чтобы узнать свою генеалогию, сдают платно тесты и многие из них открывают свои данные, делая их доступными для правоохранительных органов. И бывали случаи, когда с мест преступлений находились объекты, их исследовали, но долгие годы не могли найти определить – кому они принадлежали. И спустя 20-25 лет, когда эти базы данных накапливались, стали большими, они начали сравнивать с этими данными и находили очень близкие варианты генетические, то есть родственников. И потом уже, определив родственников, беседуя с ними, выходили на преступника и раскрывали преступления».

Но здесь, по словам ученых, встает вопрос к обществу – насколько оно готово сдать такие тесты и сделать их доступными для правоохранительных органов? Насколько общество готово быть ответственно друг за друга? Потому что сдав этот тест, человек тем самым заявляет своим генетическим родственникам, что в случае если они нарушат закон, через него, через базу данных, их все равно вычислят. То есть здесь сработает солидарная безопасность. Когда один за всех, а все за одного. Как это испокон веков было у казахов.

Напомним, ранее в Сети появилось видео, на котором женщина познакомила зрителей с представителем казахской диаспоры из Астраханской области. Мужчина рассказал о культурных особенностях и уникальном говоре казахов, живущих в России