Казахскоязычный портал abai.kz опубликовал открытое письмо директору религиозно-просветительской телерадиокомпании «АсылАрна», общественному деятелю М.Тазабекову от религиоведа Т. Турганкулова.
Уважаемый г-н Мухамеджан, Вам известно, что в последнее время на страницах электронных и традиционных СМИ появляются различные рассуждения о религиозных вопросах. Не секрет, что некоторые из них даже провоцируют бурные споры. Появлению этих проблем способствует религиозная неграмотность нашего общества.
Конечно, все мы понимаем, что это происходит из-за бессистемности религиозного просвещения в обществе. Вместе с этим, многие программы, выходящие на возглавляемом Вами телеканале «АсылАрна», односторонние, исторический аспект в них не рассматривается. Даже если дается, то очень поверхностно. Смотря эпизоды некоторых программ, можно подумать, что казахи только сегодня стали мусульманами.
Например, в специальных программах не дается полной информации о личностях, занимающих особое место в казахской мусульманской истории, таких как Асан кайгы, Бухар жырау, Майлы кожа, Мадели кожа, Каблисажырау, Албан Асанжырау, Турмахамбет и другие. Не упоминаются исторические места, мечети и места захоронения святых – аулие, рассматриваются только мечети, построенные после получения независимости.
Между тем, казахская мусульманская история и культура сформировались сотни лет назад. К тому же, не изучаются казахская ментальность, сознание и религиозный опыт, также как не принимается во внимание религиозное сознание и психология религии. Наоборот, познавательные программы основываются лишь на внешней форме религии, во многих случаях они создаются из шаблонов «ширк», «вероотсупничество».
Несмотря на то, что философская система религии является общей для всех мусульман, закономерно, что ее познавательная система у разных народов отличается. Это происходит потому, что природно-климатические, бытовые условия и образ жизни у них неодинаков. В связи с этим выражаю просьбу заполнить вышеуказанные пробелы и запустить на канале «Асыл Арна» научно-познавательные программы по указанным ниже вопросам, так как телеканал под Вашим руководством является единственным в стране, занимающимся религиозным просвещением.
Весь тюркский и мусульманский мир отмечает год общей для всех нас религиозно-исторической личности, общественного деятеля Ходжи Ахмета Яссауи, который назначен в нашей стране решением ЮНЕСКО. У нас же, к сожалению, об этом совсем не говорят. В связи с этим сотрудники Вашего телеканала вместе с религиоведами и учеными, исследующими Яссауи, могли бы показать научно-познавательные документальные фильмы о жизни и творчестве, а также об учениках этого человека. Это благое дело стало бы большим вкладом телерадиокомпании «АсылАрна» и Вас лично в повышение традиционной религиозной грамотности казахского народа.
Вторая проблема заключается в том, что появляется немало разногласий, связанных с течением Тасавууф (суфизм) среди придерживающихся религиозных принципов, особенно среди молодежи. Часто можно услышать такую точку зрения среди религиозных работников: «В исламе есть течение тасавууф, или суфизм. Но сейчас нет такого суфийского тариката, как раньше (тарикат - метод духовного возвышения и мистического познания Истины). Последователи этого течения заблуждаются».
Из-за таких высказываний в обществе с каждым днем усиливается деление на разные группы и отрицание молодыми пути предков. Известно, что посредством суфийского течения исламская цивилизация получила бурное развитие в средневековье. Потому что ученые тех времен использовали суфизм не только для развития одной личности, а для процветания всего общества.
Об этом знают только религиоведы с академическим образованием, а остальная часть общества воспринимает тасавууф, который был внутренним содержанием ислама, с подозрением. Кроме того, на верном ли пути сегодняшние последователи течения тасавууф? Если нет, то, бесспорно, у каждого возникает большой вопрос – каким был суфизм, которого придерживались наши предки? Я надеюсь, что только Ваш телеканал может ответить на этот актуальный для общества вопрос с академической точки зрения.
Как бы Вы ответили, господин Мухамеджан?
С уважением, религиовед Т.Турганкулов