Бывшая зампредседателя комитета науки министерства образования Ляззат Кусаинова объяснила нелогичность и абсурдность своего прошлогоднего увольнения недавней беседой главы МИД Кайрата Абдрахманова с вновь избранным президентом Ирана Хасаном Рухани, передает ИА «NewTimes.kz».
6 августа этого года в Тегеране встретились Хасан Рухани и Кайрат Абдрахманов в рамках церемонии инаугурации. В поздравлении от имени Нурсултана Назарбаева глава казахстанского МИДа отметил высокий уровень сотрудничества между нашей страной и Ираном. Именно на это и делает акцент экс-заместитель председателя комитета науки Ляззат Кусаинова.
«Данная новость является подтверждением незаконности моего увольнения с занимаемой должности - заместителя председателя комитета науки министерства образования и науки РК - за участие 17-19 мая 2016 года в научном форуме по нанотехнологиям в городе Тегеран (Иран). 11 ноября 2016 года все средства массовой информации Казахстана распространили анонс о моем увольнении, так как такое решение было принято комиссией по этике агентства по делам государственной службы и противодействию коррупции по сфабрикованным материалам бывшим ответственным секретарем МОН Рахимжановым. Фабрикация заключалась в том, что в представленных на комиссию материалах было сказано, что я обладала какой-то секретной информацией, хотя у меня никогда не было допуска к госсекретам. При этом скрыли, что на форум я поехала во время трудового отпуска. Рахимжанов из отпуска меня не отзывал, поэтому и командировки за счет государственных средств не было. Тем не менее, участие в научном форуме в Иране членами комиссии по этике было расценено дискредитацией государственной службы. И на этом основании меня лишили права ПОЖИЗНЕННОГО ЗАНЯТИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ДОЛЖНОСТЕЙ», - рассказывает Ляззат Кусаинова.
Экс-зампред комитета утверждает, что это решение нарушает конституционные права, гарантированные статьей 33 Конституции РК. Эта статья гласит, что граждане РК имеют право участвовать в управлении делами государства непосредственно и через своих представителей, обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления, равное право на доступ к государственной службе.
«Кроме этого, я была наказана за занятие научной деятельностью и продвижение казахстанской науки за рубежом, а именно, в Иране. Фактически, меня уволили за мою профессиональную деятельность. Однако и суды не стали разбираться в нюансах этого дела по той причине, что представитель МОН Байжанов заявил: «Иран - не та страна, с которой следует сотрудничать», а позднее министр Ерлан Сагадиев заявил, что нанотехнологии – не перспективное направление для Казахстана». Несмотря на абсурдность самой ситуации и «громких» заявлений руководства МОН, сделанных Сагадиевым и Амриным на пресс-конференциях по поводу громкого увольнения зампреда комитета науки, ни у кого это не вызвало и доли сомнения в правильности такого решения. Даже несмотря на то, что произошло увольнение государственного служащего, одновременно занимающегося научной деятельностью, обладающего научной степенью, имеющего монографии и учебные пособия в области права, являющегося автором-разработчиком ряда законов, действующих в настоящее время. Обо всем этом можно прочитать в интернете, публикации за 11 ноября 2016 года», - напоминает Кусаинова.
Бывшая заместитель главы комитета науки утверждает, что, «несмотря на организованное преследование», она продолжает заниматься наукой, продвижением казахстанских ученых на зарубежные научные платформы, сотрудничает с международными научными организациями и сама принимает участие во всех научных мероприятиях за рубежом.
«Выступаю с докладами об успехах реформы казахстанской науки и о практике законодательного регламентирования коммерциализации результатов научной деятельности. Читаю лекции в вузах Казахстана по вопросам распоряжения правом интеллектуальной собственности. Провела специальные обучающие семинары для адвокатов по вопросам интеллектуальной собственности и коммерциализации. В апреле этого года прошла обучающий тренинг для экспертов по коммерциализации в иранском городе Исфахан по приглашению международной организации IRIS», - добавила она.
Ляззат Кусаинова вопрошает, почему никто не задался вопросом о возможности лишать человека права занимать госдолжности пожизненно при отсутствии уголовных и административных нарушений.
«Правомерно ли принятие таких важных решений консультативно-совещательным органом - комиссией по этике агентства по делам государственной службы и противодействию коррупции? Не подменяет ли эта комиссия суды? Ведь лишение какого-либо права является исключительной прерогативой суда. Лично я считаю, и ранее заявляла, что это - последствия злоупотребления служебным положением бывшим ответственным секретарем Рахимжановым при попустительстве министра Сагадиева с целью проведения кадровых перестановок в МОН РК в 2016 году. Рано или поздно это должно было стать общеизвестной информацией», - пишет Кусаинова.
Экс-зампред комитета, ссылаясь на новость о поздравлении президента Ирана от имени Назарбаева, напоминает, что с этой страной у Казахстана были и остаются дружественные отношения.
«У ученых Ирана было и есть чему учиться. Нанотехнологии могут поднять казахстанскую науку на новый этап развития: наши дети должны иметь возможность изучать нанохимию, нанофизику, нанобиологию и даже нанодизайн. Все то, чему обучаются иранские школьники. Ведь Иран, в отличие от нас, занимает 6 место в мире по уровню развития нанотехнологий, а мы - 61 место. Согласитесь, это очень перспективно для нашей страны! Я верю в разум! И очень надеюсь, что найдется кто-то, кто доведет информацию об этой нелепой ситуации до президента страны. Не может страна, имеющая амбициозные задачи по вхождению в 30-ку развитых стран, разбрасываться кадрами и отказываться от цивилизованных технологий развития экономики», - резюмирует Ляззат Кусаинова.
Напомним, Ляззат Кусаинова работала в министерстве образования и науки заместителем председателя комитета по науке с апреля 2010 года, но в ноябре 2016 года была уволена «по делу с формулировкой «за участие в научном форуме в Иране, дискредитирующем государственную службу, без права пожизненного занятия государственных должностей».