Полноценное обеспечение прав и свобод является важнейшей составляющей обеспечения верховенства права, а также повышения доверия населения к государству. В связи с этим с начала текущего года в судебной системе страны последовательно реализуется ряд организационных мер, направленных на обеспечение авторитета и независимости судов и судей.
О реализации концептуальных направлений дальнейшего развития судебной системы в интервью zanmedia.kz рассказал заведующий отделом информационного обеспечения департамента по обеспечению деятельности судов при Верховном Суде Республики Казахстан Болат Кальянбеков.
— Болат Серикович, расскажите, пожалуйста, на каких направлениях сосредоточена работа судебной системы сегодня?
— В настоящее время в судебной системе начато внедрение системы проектного менеджмента. Это делается впервые. Кстати, сегодня он широко применяется во всем мире и во многих сферах. Эта работа началась с момента вступления в должность председателя Верховного Суда Жакипа Кажмановича Асанова.
У проектного менеджмента есть своя методология. Вкратце, ее суть заключается в создании команды, определении ею конкретных проблем и путей их решения. При этом каждая проблема должна подтверждаться эмпирическими данными, а ее решение — соответствующими индикаторами. При таком подходе команда частично высвобождается от другой работы. Ее главная задача — реализация поставленной цели.
На расширенном совещании Верховного Суда в январе текущего года председатель Верховного Суда озвучил «Семь больших камней правосудия», вобравших в себя семь концептуальных проблем, над которыми предстоит работать судебной системе.
Эти «Семь камней» легли в основу работы семи команд, сформированных из числа сотрудников Верховного Суда, судей высшего судебного органа, местных судов и судей в отставке. Команды работают над решением поставленных перед ними задач. Названия команд отражают концептуальную направленность каждой из программ: «Мінсіз судья» (Безупречный судья), «Үлгілі сот» (Образцовый суд), «Әділ процесс» (Справедливый процесс), Е-СОТ, «Оңтайлы орта» (Благоприятная среда), «Сапалы нәтиже» (Качественный результат), «Сотсыз татуласу орталығы» (Центр внесудебного примирения).
На сегодняшний день каждая из команд прошла стадию инициализации и планирования по соответствующим проектным направлениям. Для четкого определения ключевых целей каждого проекта и индикаторов его реализации командами разработано пять документов: иерархическая структура проекта, дерево проблем, дерево задач, логическая рамка, а также календарный план на 2018 год. Процесс согласования продлится до конца апреля, а дальше начнется исполнение. Важно отметить, что работа по реализации проектов проходит под непосредственным руководством председателя Верховного Суда.
В дальнейшем все семь проектов лягут в основу Концепции развития судебной системы до 2020 года, которая также будет разработана в ближайшее время.
— Чем обусловлено внедрение новых подходов в деятельности Верховного Суда?
— В целях определения ключевых векторов дальнейшей модернизации судебной системы председатель Верховного Суда сделал серьезный акцент на развитии новых коммуникативных подходов как внутри судебной системы, так и для всех заинтересованных сторон, ежедневно сталкивающихся с работой судов — адвокатов, прокуроров и других участников судебного процесса. Суть данной коммуникации заключается в том, чтобы максимально вовлечь всех заинтересованных лиц в эту работу по переменам.
В результате 20 декабря 2017 года в адрес судей и работников судебной системы было направлено первое письмо Председателя Верховного Суда «Сделано немало, продолжим вместе!».
Второе письмо было адресовано адвокатам и прокурорам 28 декабря 2017 года, в котором им также было предложено выработать свои рекомендации по улучшению судебной системы.
Эти письма нашли немало позитивных откликов и дали свои результаты. В ответ на них в Верховный Суд поступило порядка одной тысячи обращений с предложениями. На основе их анализа и были выработаны «семь камней правосудия», озвученные председателем Верховного Суда на январском совещании.
Практикой доказано, что одной из проблем топ-менеджмента, в том числе и за рубежом, зачастую становится неправильное информирование о наиболее важных задачах своих сотрудников. При этом, если работники не информированы, то они и на 100 процентов не вовлечены в дело по улучшению работы компании.
Учитывая эти риски, Председатель Верховного Суда вышел с инициативой подготовки третьего письма информационного характера, которое было направлено каждому сотруднику суда 15 марта 2018 года. В своем письме Председатель информировал о проводимой работе и обозначил ряд конкретных задач на ближайшую перспективу.
Примечательно, что данное письмо было очень хорошо воспринято судьями и работниками судов. Ряд судей обратились в адрес Жакипа Кажмановича со словами благодарности за данную инициативу. Авторы писем отмечают о том, что новый подход настраивает на открытость в работе и приглашает к диалогу.
13 апреля т.г. на сайте Верховного Суда вышло обращение Председателя высшего судебного органа к его читателям по вопросу примирительных процедур. В нем отмечается, что сегодня в нашем сознании укрепилось мнение, что любые споры надо решать в суде. На практике же это приводит к тому, что сегодня в судах спорят друзья, партнеры по бизнесу, близкие родственники. В результате, они зачастую становятся непримиримыми врагами. Вместе с тем во всем мире 70-90 процентов споров решаются посредством примирительных процедур. Наши предки решали споры преимущественно мирным путем.
При этом Жакип Кажманович подчеркивает, что судиться — это очень часто долго, затратно, и нет гарантии, что будет результат, который устроит заявителя. С другой стороны примирение, это не только решение спора, но и сохранение добрых взаимоотношений, здоровья и достоинства.
Особо обращается внимание, что Верховным Судом ведется работа по созданию условий для досудебного примирения и примирения в судах. Во втором случае содействие примирению — это прямая обязанность суда.
Заканчивается обращение председателя Верховного Суда выводом, что примирение — это лучшее решение спора!
— Что привело к отказу Верховного Суда от системы рейтинга местных судов? По каким критериям теперь будет оцениваться качество отправления правосудия?
— 15 марта текущего года в Верховном Суде было проведено совещание судей Верховного Суда с участием судейского корпуса страны посредством видеоконференцсвязи. В ходе заседания группа судей Верховного Суда в составе А.Касимова, Д.Шиппа и Р.Жакудиной выступила с вопросом о целесообразности проведения периодической оценки качества работы местных судов, так называемого «рейтинга» судебной системы.
Система мониторинга судебной деятельности была введена Верховным Судом с 2011 года, а в 2016 году в нее были внесены последние изменения. Рейтинг предусматривал оценку работы местных судов по девяти показателям, в числе которых — нагрузка председателей областных судов, применение примирительных процедур, применение аудио,- видеофиксации и другие индикаторы.
В целом посредством данного рейтинга оценивалась эффективность работы судов на местах.
Вопрос был поставлен в таком контексте: «Что дает рейтинг судебной системы?», «Каковы его приоритеты?», «Какие есть недостатки?». В ходе совещания состоялось детальное обсуждение поставленного вопроса, где многие судьи высказали свое видение.
В качестве недостатков системы были приведены конкретные примеры, когда в погоне за показателями некоторые председатели местных судов намеренно их подгоняли. Был, в частности, озвучен такой пример, когда судьи содействовали увеличению количества исков, чтобы увеличить результаты по медиации.
Фактически, в ходе совещания пришли к мнению, что рейтинг по многим показателям — это просто статистика. Было принято решение о необходимости отмены рейтинга и усилении аналитической работы, в том числе по созданию новой Системы сбалансированных показателей оценки работы судов.
Отмечу, что в рамках совещания был предложен подход по повышению персональной ответственности каждого судьи, который предполагает анализ его работы по осуществлению правосудия, в том числе в части ошибок.
На основе этого будут рассматриваться перспективы продвижения судьи по карьерной лестнице. На сегодняшний день новая система оценки на стадии разработки. Возможно, она будет содержать такие критерии, как вопросы качества отправления правосудия, судебной нагрузки, участие в разработке проектов нормативных постановлений и т.д.
— Расскажите, пожалуйста, о новых подходах к подготовке судебных актов.
— Одним из вопросов, на котором акцентировал внимание председатель Верховного Суда, является необходимость совершенствования подходов к написанию судебных актов.
Он отметил, что судебное решение — это венец правосудия. Оно отражает авторитет судебной власти. В этом контексте Ж. Асанов подверг критике качество подготовки судебных актов. Действительно, в них зачастую отсутствует четкая структуризация, они достаточно объемны и непонятны. В качестве примера Председатель привел случай, когда даже сами судьи не могли понять содержание судебного акта с первого раза.
С учетом этой задачи на протяжении двух месяцев команда проекта «Идеальный результат» выборочно изучила триста судебных актов. Были определены системные недоработки.
С учетом их анализа, 16 марта пленарным заседанием Верховного Суда были приняты соответствующие поправки в нормативное постановление «О судебном решении». Они касаются только судопроизводства по гражданским делам.
Документ содержит два принципиально важных момента. Во-первых, теперь судья после оглашения решения должен разъяснить его доступным для сторон языком.
Во-вторых, для четкого представления о структуре и содержании судебного решения впервые в судебной практике вводится вспомогательный документ, который фактически является образцом судебного акта. Нормативное постановление содержит детальные рекомендации о том, как нужно структурировать судебный акт для обеспечения его простоты, доступности к восприятию сторон процесса. Предусмотрены даже нормы, содержащие рекомендации по применению шрифта.
С учетом значимости предложенных поправок, судейский корпус единогласно поддержал это нормативное постановление.
Хотел бы также обратить внимание, что в целях обеспечения максимальной прозрачности деятельности Верховного Суда впервые пленарное заседание транслировалось в прямом эфире. Это мероприятие было достаточно активно просмотрено интернет-сообществом, что говорит об интересе граждан к работе судебной системы страны.
Наряду с этим в апреле т.г. состоится еще одно пленарное заседание Верховного суда, в ходе которого запланировано внесение изменений в работу по составлению судебных актов по уголовным делам и административным постановлениям. Все принятые поправки будут введены в действие с сентября текущего года. До этого времени запланирована система тренингов по обучению судей.
— Какие меры предпринимаются в области развития института примирения?
— Как известно с 2011 года судебная система страны проводит активную работу по развитию примирительных процедур. Новый импульс данное направление получило с 2015 года с принятием нового Гражданского процессуального кодекса, в котором прописаны четкие нормы, стимулирующие развитие медиации. На сегодняшний день в стране сформирована соответствующая законодательная база, действует Закон РК «О медиации». Вместе с тем говорить о том, что медиация сегодня получила широкое развитие, к сожалению, пока не приходится.
На первый взгляд, показатели развития медиации значительно возрастают. Однако с точки зрения процентного соотношения, это лишь незначительная часть дел, которые поступают в суды. По гражданскому судопроизводству это порядка трех -четырех процентов. Но даже эти данные вызывают сомнения.
Проанализировав ситуацию, Верховный Суд выработал новые подходы к работе по стимулированию развития примирительных процедур, в том числе медиации. К слову, в мире медиативное соглашение — это достаточно развитый институт. Недавно делегация судей Верховного Суда во главе с Ж. Асановым с рабочим визитом посетила Сингапур, где в судах 90 процентов споров разрешается с применением примирительных процедур.
Сегодня предпринимается ряд конкретных шагов для того, чтобы дела по определенным категориям максимально завершались примирением. Новым шагом на пути развития института примирения стало подписание Верховным Судом меморандума с Федерацией профсоюзов Казахстана. Документом предусмотрена совместная деятельность, направленная, прежде всего, на работу с трудовыми спорами. Кроме того, один из пунктов меморандума предполагает открытие на базе филиалов профсоюзов на местах центров внесудебного примирения. Создание Центра — это инициатива Верховного Суда, направленная на создание атмосферы максимального развития и стимулирования примирительных процедур. Основная задумка заключается в привлечении к работе центра психологов, нотариусов, судебных исполнителей, медиаторов, а также представителей социальных служб. В некоторых регионах, в том числе Шиелийском районе Кызылординской области уже открываются эти центры, и мы ожидаем от них первых результатов.
Не менее важным шагом по расширению применения примирительных процедур стал запуск в Сарыаркинском районном суде г.Астаны пилотного проекта «Примирительные процедуры в суде». В суде назначен специальный судья-примиритель, основной задачей которого является содействие решению спора путем примирительных процедур посредством заключения мирового, партисипативного, медиативного соглашения, в том числе с участием медиатора либо путем проведения судебной медиации.
Работа проекта стартовала 14 марта т.г. Первые итоги пилотного проекта указывают на наличие определенного потенциала. Так, из 211 дел, поступивших сегодня на рассмотрение судье-примирителю, по 38 искам достигнуто медиативное соглашение, что составляет порядка 18 процентов. В целях создания располагающей к ведению диалога обстановки, в здании суда оборудован специальный кабинет для проведения примирительных процедур с удобной мебелью, оргтехникой, видеоконференцсвязью и др.
Кстати данный пилотный проект был запущен с учетом изучения опыта Сингапура, где существует специальная категория судей, в задачу которых входит непосредственное примирение сторон при поступлении дела в суд.
— Какие новые программные сервисы внедряются в работу судов? Как проходит реализация проектов по дальнейшему развитию электронного судопроизводства?
— На протяжении последних пяти лет Верховным Судом проводится целенаправленная системная работа по развитию электронного правосудия. Запуск ряда информационных сервисов Верховного Суда в значительной мере позволил обеспечить упрощение доступа населения к отправлению правосудия. Сегодня по гражданским делам 92 процента исков поступает через систему «Судебный кабинет». Оповещение участников судебного процесса осуществляется по электронной почте либо посредством рассылки SMS-сообщений. В открытом доступе для населения в «Банке данных судебных актов» содержится около 6,5 млн. судебных актов. И это лишь некоторые достижения.
На сегодняшний день перед нами стоит задача по дальнейшему упрощению, поиску новейших электронных решений и применению их в работе судов. Основная цель заключается в снижении бумажного документооборота. В настоящее время, в связи с внесением последних изменений в уголовно-процессуальное законодательство, акцент сделан на ведении электронного уголовного дела. Сегодня все суды страны на 100 процентов обеспечены интернетом. Судьи по уголовным делам уже готовы работать в электронном формате, однако в некоторых регионах не до конца решен вопрос технической готовности правоохранительных органов.
По итогам поездки в ОАЭ, судьями Верховного Суда отмечен пример отправления правосудия судьями через смартфон. Наша судебная система также готова работать в таких условиях. Ключевое преимущество такого подхода в том, что человек, находясь в кабинете, дома или за границей принимает непосредственное участие в судебном процессе при помощи современных гаджетов.
Если еще говорить о нововведениях, то 12 марта принято распоряжение Председателя Верховного Суда о переходе упрощенного письменного производства в электронный формат.
Следует отметить, что по итогам 2017 года 25 процентов всех гражданских дел (или 226 265) рассматриваются в упрощенном (письменном) производстве. Вместе с приказным производством, которое уже переведено в электронный формат, это составляет 63,6 процента от общего количества гражданских дел рассмотренных в прошлом году.
Электронные форматы приказного и упрощенного производства по прогнозам позволят экономить 150-180 млн. тенге в год или 45 процентов всех затрат в судах на бумагу и картриджи.
Системная работа по развитию электронного судопроизводства продолжается.
— Верховный Суд вносит изменения в правила доступа в суды. Этот вопрос в свое время получил широкое обсуждение в юридическом сообществе страны. Когда они заработают?
— Действительно в настоящее время готовятся изменения в правила по доступу в суды. Это делается с учетом большой работы по цифровизации, проводимой во всех сферах республики. Согласитесь, есть где-то двойной подход, когда с одной стороны мы говорим надо максимально использовать в судах новые информационные возможности и отказаться от бумаг. А с другой, не разрешаем проносить гаджеты в суды участникам судебных процессов. А ведь сегодня, это онлайн- доступ к законодательству и другим необходимым документам по делу.
Так в чем же суть изменений. Теперь суды делятся на две части — административную и публичную, то есть там, где осуществляется правосудие. Во вторую часть будет разрешен пронос гаджетов для участников судебного процесса и СМИ. Для всех остальных ограничения сохраняются.
Вся логика в том, что участники судебного процесса приходят в суд не как сторонние наблюдатели, они приходят туда работать, а для этого им необходима соответствующая инфраструктура и технические возможности. Но при этом согласно процессуальному законодательству, судья будет четко оговаривать возможность использования гаджетов, средств аудио, видео и фотофиксации с учетом мнения сторон. В случае несогласия одной из сторон, суд обязан учесть данную позицию. Кстати, в целом этот вопрос решался и с учетом обращений адвокатского сообщества и других участников судебного процесса.
В настоящее время проект правил уже согласован с Министерством внутренних дел и направлен на регистрацию в Министерство юстиции. Возможно, в мае новые правила уже заработают.
— Ожидаются ли изменения в кадровой политике судебной системы?
— Согласно последним реформам, проведенным в рамках реализации Плана Нации, система отбора судей относится к компетенции Высшего Судебного Совета Республики Казахстан. Участие Верховного Суда в данном процессе заключается в части проведения первичного отбора готовых документов и передачи их на рассмотрение Совета. На расширенном совещании 26 января Председатель Верховного Суда подчеркнул о наличии ряда проблем в системе отбора кандидатов на должности судей.
На сегодняшний день Верховным Судом подготовлен ряд предложений в Высший Судебный Совет и Администрацию Президента. Они содержат определенное видение по новым инструментам подбора наиболее подходящих кандидатов в судьи. К примеру, одним из таких нововведений является система написания эссе. Судья в своей работе непосредственно сталкивается с подготовкой судебных документов и должен делать это качественно, четко, структурировано. Здесь важно уметь аналитически мыслить, правильно излагать информацию и выводы. Навыки в написании эссе позволили бы выявить наиболее подготовленных кандидатов. Наряду с этим планируется усилить работу советов по взаимодействию с судами на местах. В них входят общественники, представили СМИ, НПП «Атамекен» и другие. Необходимо также совершенствовать систему прохождения стажировки кандидатов в судьи. Ежегодно в судебной системе выделяется около ста мест для прохождения судебной практики. Вместе с тем не все кандидаты, прошедшие практику, в дальнейшем становятся судьями.
Еще один немаловажный вопрос — это магистранты. В Академии правосудия при Верховном Суде ежегодно проходят обучение 60 магистрантов, однако так же не все из них становятся судьями. Верховный Суд считает это не совсем приемлемой практикой, на что указывает и мировой опыт. Академией в настоящее время разрабатывается новая Концепция работы с акцентом на подготовку кандидатов в судьи, суть которой заключается в применении практико-ориентированных подходов, необходимых именно в судейской деятельности.
— А какие требования предъявляются к информационному обеспечению деятельности Верховного Суда? Что изменится в Вашей работе?
— Отделом информационного обеспечения Департамента по обеспечению деятельности судов при Верховном Суде Республики Казахстан тоже реализуется своя программа «Коммуникационная стратегия». Она является частью программы «Идеальная среда». Нововведение этой стратегии заключается в том, что она теперь также будет ориентирована на конкретные запросы населения. Основная задача — открытый диалог общества и судов. В рамках данной работы нами проводится анализ запросов населения. Для нас очень важно максимально поддерживать эффективный диалог с обществом, понимать, какие проблемы есть в судах, слушать граждан и стараться отвечать на их вопросы.
В рамках «Коммуникационной стратегии» определено 12 конкретных продуктов, по каждому из которых есть четкие индикаторы. Они являются средством верификации, позволяющим определить, насколько эффективно эти продукты реализованы. Кроме того, в рамках нашего проекта предусмотрены новые требования к судьям-координаторам по работе со СМИ, пресс-секретарям и пресс-службам судебной системы. Разработан также целый блок задач по повышению квалификации, как работников судов, так и представителей средств массовой информации по специфике работы судов.