Представителей средств массовой информации призвали соблюдать повышенную осторожность, когда пишут на тему религии, передает ИА «NewTimes.kz».
Общественная организация «Фонд поддержки национальных традиций «Жаухар» при поддержке Управления по делам религий г.Алматы организовала двухдневный семинар-тренинг для журналистов на тему: «Информационный и обучающий тренинг для представителей СМИ и блогеров по вопросам религий, профилактики религиозного экстремизма и терроризма».
Целью семинар-тренинга стало обучение способам взаимодействия государственных органов и СМИ по раскрытию проблемы противодействия экстремизму и терроризму, освещение религиозной тематики и межконфессионального согласия, а также рассмотрение форм и методов доведения информации гражданам посредством средств массовой информации.
Выступая перед журналистами руководитель Управления по делам религий г.Алматы Айдар Есенбеков отметил, что на сегодняшний день в южной столице зарегистрировано 179 религиозных объединений, из которых исламских - 49, православных - 23, римско-католической церкви -4, иудаизма -1, буддизма -1, протестантской церкви -87, новых конфессии 14, среди которых Свидетели Иоговы и Кришнаиты.
«В городе религиозная обстановка стабильная, но основными религиозными объединениями являются исламские, так как 75 % горожан идентифицирует себя с исламской религией, то есть считают себя мусульманами. Различные религиозные группировки под покровом ислама наподобие салафизма, псевдо салафизма, и иные деструктивные религиозные течения наносят вред традиционному исламу. Когда журналисты пишут на тему религии, они должны соблюдать повышенную осторожность. Так как в использовании религиозных терминов существуют свои особенности и не редко допускаются грубые ошибки с их стороны. Бывают случаи, когда руководителей экстремистских организаций представляют чуть ли не народными героями, либо борцами за справедливость. Но журналисты должны избегать таких ошибок, и не делать из преступников героев. Освещая религиозное событие или анализируя, воздержатся от использования по отношению к террористам определений «повстанцы», «борцы за религию», «исламисты», «оппозиционеры», «джихадисты», «моджахеды», «шахиды», «исламские радикалы», «исламские террористы», — сказал Айдар Есенбеков.
В своем докладе на тему «Религия как политическая идеология ХХI века» политолог Ислам Кураев подробно рассказал об истории возникновения и развития исламской религии и его мировом значении.
«После обретения независимости за площадку Казахстана как нового государства, широко распространяются новые группировки с множеством различных идеологий, которые проникают в страну под предлогом возрождения религиозных ценностей. Но они не укладываются в нормы традиционного ислама, который был на территории Казахстана, это ведет страну в пропасть, так как главная цель всех группировок насаждение ислама и создание Центрально Азиатского халифата. Прежде всего, государство выстроило на данный момент довольно хорошую законодательную базу которое способно регулировать процессы в религиозной сфере. Традиционный ислам означает принятие культурных особенностей свойственных менталитету данного региона, в нашей стране так называемый «степной ислам» где соблюдены некоторые языческие обычаи и традиции», — добавил спикер.
Продолжая свое выступление, Ислам Кураев отметил особую роль идеологии.
«Идеология это наука об идее, которая создается для консолидации общества. Сегодня мы говорим о разных идеологических течениях, которые существуют в исламской религии. Чтобы избежать международного скандала, журналистам необходимо избегать использования таких терминов как «салафизм» и «псевдо салафизм» вместо них использовать - «ортодоксальный мусульманин», — заключил он.