Чем опасны радикальные взгляды такфиристов

В Казахстане государственными правоохранительными структурами проводится комплекс мер на выявление, предупреждение и пресечение распространения идей радикальных организации и группировок. При возникновении явной информации о местах собрании подозрительных лиц с пседорелигиозным уклоном или при обнаружении предметов для возможного террористического акта казахстанцам необходимо обращаться в дежурные подразделения органов полиции по номеру – 112 или на номер горячей линии органов КНБ – 110.

Фото взято с сайта livejournal.com

Напомним, в 2011, 2012, 2016 годах на территории Казахстана в качестве наиболее радикальных и деструктивных проявили себя группы сторонников такфиро- «джихадизма». Достаточно обратить внимание на теракты, имевшие место в городах Актобе, Атырау, Тараз и Алматы. В целом такфиро- «джихадистские» группы имеют универсальные характеристики по всему миру, во всех «горячих» точках и местах их присутствия.

Основными характеристиками таких групп являются отчужденность от основной массы общества, мобильность и оперативность, обустройство своих спортзалов, продвижение идеи группирования в дружины с целью «самозащиты», военно-тактическая подготовка, роль лидеров групп, которым свойственна харизматичность и физическая сила как естественные ценности молодых людей, криминализация, радикальность участниц радикальных течений разного возраста.

Идеология экстремистских организаций складывается путем интерпретации под определенным углом религиозных положений. Как правило, фразы и содержание священных текстов вырываются из контекста, затем наполняются и оформляются политическими установками под видом религиозных призывов и лозунгов. Такая подмена понятий приобретает радикальный характер за счет «вшивания» в новую синтезированную концепцию идей противопоставления ее носителей со всеми остальными, идей исключительно собственной правоты и истинной религиозности.

Идеологи экстремистских организаций считают своим «долгом» бескомпромиссную борьбу с любым правительством, принимающим светскую форму правления. При этом, как правило, признаются допустимыми насильственные методы политической борьбы.

Лица, искаженно интерпретирующие исламское вероучение, совершающие террористические акты, взрывающие себя, и стреляющие в представителей правоохранительных органов называются такфиристы и джихадисты. Собственно, это две стадии единого процесса, от такфира до объявления джихада − один шаг.

По своим богословским взглядам они относятся к салафитам, то есть исповедуют салафитское вероучение «акыду», но в политическом плане действуют по методу Саида Кутба − египетского радикала, казненного в 1966 году, которого иногда называют «крестным отцом» практически всех экстремистских течений в современном мусульманском мире. Он же – один из идеологов радикального крыла движения «Братья-мусульмане». Поэтому мы считаем, что такфиризм представляет собой одну из самых опасных разновидностей религиозного экстремизма.

Непонимание идеологии такфир в исламе является причиной радикализации некоторых мусульман в отношении своих единоверцев, не соблюдающих религиозные обряды ислама, или соблюдающих их частично. Существует ряд причин, по которым сторонники радикализма определяют мирных людей неверными и объявляют им скрытую или открытую войну. Так поступают такфиристы, практикующие обвинение в неверии в отношении мусульман, делая вывод о состоянии их веры исходя из их действий. Так, по их мнению, человек, не соблюдающий пятикратный намаз, является неверным «кафиром», так как не подтвердил наличие своей веры обязательным поступком.

В результате своей религиозной безграмотности приверженцы такфиризма безосновательно обвиняют своих сограждан и братьев по вере, в том числе родных и близких, в куфре и вероотступничестве, что приводит их к радикализации и экстремистской деятельности.

Терминологическое значение слова «такфир» – обвинение в неверии, отвращение от веры. В арабском языке отглагольное имя «такфир» образовано от глагола  «каффара», означающий – делать кого-то неверным, обвинять кого-то в неверии. «Кафир» на арабском языке означает – неверный, неверующий, безбожник. «Куфр» означает – неверие, безбожие.

Существуют также другие однокоренные значения слова «кафара» – неблагодарность, сокрытие, искупление.

Религиозное значение слова «такфир» – это обвинение в неверии и выведение из ислама определенного человека или группы людей, совершающих действия, противоречащие основным принципам ислама и ставящие за рамки общих правил исламской религии.

Первым отклонением в правилах такфира считаются взгляды первых представителей хариджизма, которые подняли на этой почве восстание против халифа Али ибн Аби Талиба.

Хариджиты (в переводе с араб. языка означает – выступившие, покинувшие) первая в истории ислама религиозно-политическая группировка, обособившаяся от основной части мусульман. Хариджиты одни из первых в исламе, кто положил начало осуществлению политических убийств. Открытые, прямые выступления хариджитов против центрального правительства и общества вызвали противодействия, что не позволило им стать мощным оппозиционным движением.

Основным, и самым главным, догматом такфира (как и их предшественников – хариджитов) является самопроизвольное интерпретирование (толкование) Корана. Такфиристы не ставят условием обязательность знания наук толкования Корана. Практически любой такфирист может самостоятельно давать собственное толкование айатов Корана, что естественно приводит к разночтению его смыслов, вследствие чего в мусульманском обществе возникают конфликты. Аналогичная ситуация характерна и в отношении толкования преданий от имени пророка Мухаммада – хадисов.  Такфиристы также прибегают к субъективному и корыстному толкованию их смыслов.

Основными положениями расхождения такфира с нормативным исламом  являются:

1.Исламское право (Шариат) относительно тяжких грехов в исламе. В данном вопросе такфиризм стоит на одних позициях с идеологией хариджизма. Такфиристы считают, что мусульманин, совершивший тяжкий грех, в этом мире становится неверным, а в загробной жизни его ждет вечный ад. Традиционный ислам в лице «Ахл ас-суннава-л-джамаа» (Последователи сунны и согласия) считает: мусульманин, совершивший тяжкий грех остается мусульманином до тех пор, пока признает неприятие данного греха в исламе. Положение же мусульманина, совершившего тяжкий грех, в загробной жизни, по мнению«Ахл ас-сунна ва-л-джамаа», остается в ведении Аллаха, пока не достижимым для познания человека.

2.Исламские нормы относительно оставления пятикратной молитвы. Такфиристы считают мусульманина, не исполнившего пятикратный намаз по причине небрежности и лени, неверным. Позиция «Ахл ас-сунна ва-л-джамаа» гласит: мусульманин, оставивший пятикратный намаз по небрежности и лени, не является неверным, если он признает его обязательность.

3.Исламские нормы относительно мусульман, не исполняющих обязательные обряды ислама по причине неосведомленности или религиозной малограмотности. Данная категория мусульман, согласно исламскому нормотворчеству, имеет все основания быть оправданными по причине незнания этого положения («узрби-джахл»). Такфиристы же отрицают шариатскую практику оправдания по незнанию, утверждая, что распространение ислама среди человечества завершилось полностью.

4.Исламские нормы относительно тех, кто не правит законами исламского права. Согласно вероучению традиционного ислама «правление по исламским нормам» классифицируется в зависимости от намерения и возможности правителя руководствоваться законами исламского права. Такфиристы же строят догму в данном вопросе более прямолинейно. Согласно догматике такфира, правитель, не руководствующийся исламским правом, становится неверным, претендующим на роль идола, а граждане, подчиняющиеся подобному правителю, являются язычниками.

Существуют также и другие расхождения такфира с традиционным исламом, в которых они обвиняют мусульман в неверии, ересии нечестивости.

Точных систематизированных правил обвинения в неверии в исламе практически не существует. Условия и нормы определения того или иного человека неверным довольно размыты и сводятся к области правовых разногласий исламского нормотворчества.

Существует классификация неверных в некоторых учениях ислама, согласно которой, неверные подразделяются на четыре вида.

1.Кафир-мухариб (агрессор, неприятель). К категории кафир-мухабир относятся неверные, представляющие угрозу для мусульман, их государству и семьям. В данном случае, исламское право обязывает мусульман встать на защиту себя, своей страны, своих близких и родных.

2.Кафир-муаххад (неверный, состоящий в договоре с мусульманами). К данной категории относятся неверные, находящиеся в состоянии любого вида договорного соглашения с мусульманами. Договор, как правило, должен заключаться с одобрения правителя мусульман. Исламское право обязывает мусульман строго соблюдать условия договора, заключенного с неверными, до тех пор, пока неверные не нарушат его условия первыми.

3.Кафир-мустаман (неверный, находящийся под защитой мусульман). К данной категории относятся неверные, находящиеся под покровительством мусульман, гарантирующие их безопасность. Исламское право обязывает мусульман соблюдать безопасность мустаман, находящихся под протекцией и защитой, как правителя, так и простых граждан.

4.Кафир-зимми (неверные, чья территория находится во власти мусульманского государства). К данной категории относятся неверные, которые проживают на территории мусульман на условиях выплаты определенного налога (джизйа).

Таким образом, согласно исламскому нормотворчеству определение человека верующим или неверным сводится к его личностному вероисповеданию. Другими словами, если человек считает себя мусульманином, то по исламскому нормотворчеству он таковым и является, если же человек относит себя к другим религиям помимо ислама, то по исламскому нормотворчеству он не относится к мусульманам, так как относит себя к иному вероисповеданию. Выяснение же внутреннего состояния человека по исламскому нормотворчеству не требуется и считается запрещенным.