Журналист разбирался, зачем ему ОСМС в 2020 году

Началась кампания по прикреплению к поликлиникам, чтобы выбрали учреждение по своему желанию. Так готовятся к работе в режиме ОСМС в 2020 году. Уже скоро мы начнем лечиться в новом формате, но еще мало кто понимает, как это будет и что даст реформа казахстанцам. Мы решили разобраться, станет ли обслуживание лучше и выгоднее при условии обязательных отчислений. Так за что мы будем платить?

У страха глаза велики

Тема страхования вызывает массу вопросов и непонимания. Но не стоит думать, что в Казахстане сейчас вводят что-то новое, неизвестное, ведь в целом существуют две модели страхования – обязательное и добровольное. У нас действовала вторая. Незастрахованные (коими является большинство) могли рассчитывать на гарантированный объем бесплатной медицинской помощи от государства, все остальное – за свой счет. Хотя «обязательное» не должно казаться чем-то угнетающим и растратным. И это подтверждается на опыте других стран.

Ежегодно Лондонский научно-исследовательский институт Legatum Intitute составляет рейтинг стран с лучшей системой здравоохранения. По итогам 2018-го его возглавил Люксембург, медицина которого соответствует мировым стандартам. Здесь, кстати, действует система обязательного социального страхования. Работающие граждане делают отчисления от зарплаты (50 евро в месяц в среднем, порой достигает 100 евро).

Затем располагается Сингапур, где продуман особый подход к обеспечению населения доступной медициной. Основывается он на обязательных сбережениях, которые должны делать граждане ежемесячно в размере 7–9,5% от дохода. Систему взяли себе за основу в США. Третье место заняла Швейцария, где также необходимо оформить обязательное медицинское страхование.

Далее следуют Япония (обязательные страховые взносы от работника и работодателя в общем размере 8,5%) и Нидерланды (в месяц нужно платить страховку в размере 100 евро). После них расположились Швеция и Гонконг с обязательным медицинским страхованием, Австралия (государственная страховка, основанная на налоге на медицинское обслуживание – 2% от дохода), Израиль (страхование государственное, но здравоохранение финансируется за счет соответствующего налога) и Германия (в обязательном медстраховании участвуют только работодатель и работник, государство лишь выполняет надзор и регулирование). 

Проанализировав передовые системы здравоохранения, мы понимаем, что страхование в этих странах является обязательным, либо основывается на налогах и сбережениях. Причем в этих стран уровень осознанного отношения граждан к своему здоровью повысился после введения ОСМС. Как следствие, увеличилась продолжительность жизни. В таком случае мы идем верным путем.

Медицина НЕ бесплатна

В нашем сознании закрепилось мнение, что медицина должна быть бесплатной. Ведь большинство основных необходимых медуслуг мы получаем безвозмездно. На самом деле за пациента платит государство: приобретение препаратов, оборудования, обеспечение его функционирования, жизнеобеспечение помещений, оплата труда медперсонала.

И если нам кажется, что с ОСМС все расходы лягут на плечи народа, то это ошибочно. На самом деле в следующем году на здравоохранение выделено 1,6 трлн тенге (больше в полтора раза). В том числе на ГОМБП (по новой модели) отводится 988,4 млрд (как и прежде). А 573,2 млрд тенге направят в Фонд медицинского страхования, который занимается ОСМС. Расходы на 1 жителя в 2020 году достигнут 83,1 тыс. тенге (в 2019 году 55,4 тыс. тенге). То есть мнение о том, что обеспечение сферы здравоохранения решили переложить на плечи населения, не подтверждается. Наоборот почти за 11 млн жителей – из социально незащищенных слоев (дети, беременные, пенсионеры, инвалиды) – будет платить государство.

Что мы получим?

На первый взгляд кажется, что при новой системе в перечень бесплатных услуг входит то же, что мы получали от государства и ранее, обслуживаясь в поликлинике по месту жительства: так же лечили за счет государства зубы до 18 лет, посещали терапевта и узких специалистов, сдавали некоторые анализы, делали «флюру» и ЭКГ, обращались экстренно. В чем тогда разница нового формата, когда нужно делать ежемесячные взносы?

Однако отличия существенные. Помимо привычных нам услуг, в пакет по ОСМС включили более широкий перечень дорогостоящей лабораторной диагностики, восстановительное лечение и реабилитацию, повышенный доступ к стационарной и стационарозамещающей медпомощи, обеспечение лекарствами, которые не входят в ГОБМП. Кроме того, предусмотрен прием узких специалистов, лабораторная и инструментальная диагностика.

В Казахстане очень много «хроников» – людей, страдающих хроническими неинфекционными заболеваниями (это астма, сахарный диабет, артериальная гипертония, проблемы с сердцем – всего порядка 30 групп заболеваний). И за ними нужно постоянное наблюдение, совместное управление состоянием врачом и пациентом. Вот это и предусмотрели с введением ОСМС. Людей будут обучать на участках соблюдать положенную в их случаях диету, вовремя принимать лекарства, выполнять необходимые физические упражнения и в целом контролировать свое состояние. То есть это уже более широкий и дорогой спектр услуг, нежели в рамках ГОБМП.  

Да, в какой-то степени часть из того, что сулит нам ОСМС, мы получаем бесплатно и сейчас. К примеру, определенным категориям пациентов выдают лекарства. Но, если быть честными, в наличии они есть не всегда: в начале года их часто нет, так как еще не выделены деньги/ не было закупа /  не состоялся тендер / не распределили лекарства в регионы…., а в конце года – так как все уже закончилось и поступит, если перераспределят остатки из других регионов. И людям приходится покупать их за свой счет. При ОСМС, как обещают, таких проблем не будет.

Идите, куда хотите!

Многие из нас, особенно это касается регионов, привыкли к лечению в поликлиниках, к которым прикреплены. Но там сложно: то запись на месяц забита, то врача нет, то нужный аппарат сломан. Поэтому приходится либо терять недели в ожидании своего приема, либо идти в частную клинику. Однако там только один прием обходится в среднем в 5 тыс. тенге (в столице), не считая обследования и анализов. ОСМС же предполагает возможность лечиться в частной клинике, не оплачивая привычных тарифов, а в рамках своей страховки. То есть обслуживаться можно будет в любом учреждении, в котором вы захотите, выбрав из тех, что заключили контракт с Фондом социального медицинского страхования. Как раз для этого сейчас и объявлена кампания по прикреплению. Это значительно расширяет наши возможности для получения своевременной и квалифицированной помощи.

Еще один важный момент: нас примут в любом регионе Казахстана, если вдруг недомогание застанет, скажем, в командировке. И даже если завтра вы лишитесь работы, на помощь медиков можно будет рассчитывать.

Что касается страховых взносов, то при общем рассмотрении ситуации становится понятна их выгодность. Как это выглядит по факту? К примеру, наемного работнику при зарплате в 150 тыс. тенге нужно будет отчислять 1 500 тенге в месяц (1% – с 2020 года, 2% – с 2021 года). В среднем один прием специалиста в столичной частной клинике стоит 4-5 тыс. тенге. Прибавляйте анализы, диагностику, повторный прием. Тогда как при ОСМС вы сможете обращаться к врачу при любой необходимости, не запуская болезнь, перехаживая ее на ногах.

Для лучшей жизни

Частные клиники предоставляют услуги на более высоком уровне (красивые кабинеты, новое оборудование, более современные технологии) – это, конечно, аргумент в их пользу. Но стоит понимать, что государственные учреждения тоже рады бы работать в таких условиях. Однако делая физиопроцедуру за 800 тенге, когда в частной она будет стоит в как минимум в два раза дороже, на ремонт помещения они вряд ли насобирают. То есть ОСМС дает госмедучреждениям возможность зарабатывать больше и повысить качество услуг, они смогут конкурировать с частными не только за врачей, но и за пациентов.

Это напоминает развитие мобильной сети. Когда стало больше операторов в стране, каждый стал создавать более выгодные для абонента тарифы, чтобы перетянуть его в свою сеть. Когда-то одна минута разговора по сотовому стоила 36 тенге, сейчас мы привыкли беседовать бесплатно внутри сети, подключая тариф с пакетом услуг. То же самое должно произойти и в медицине: чем больше операторов, то бишь клиник, работающих в системе ОСМС, тем выше конкуренция, а значит больше усилий нужно прилагать, чтобы притянуть клиента – пациента.

О важном

И еще один фактор, который как пациентам нам не особо интересен, но об этом стоит задуматься. В нашей семье есть медицинские работники. Мой дядя – врач общей практики с большим стажем, в предпенсионном возрасте. Поверите ли вы, что, устраиваясь в поликлиники, он получает предложение о зарплате в 75–90 тысяч тенге. Таковы тарифы. Причем нужно будет пешком, за свой счет посещать больных на дому, выезжать по экстренным вызовам. А сестра работает в реанимации республиканского медцентра, ухаживает за больными после операций, и получает порядка 120–150 тыс. тенге. Приходится брать больше смен, чтобы заработать 200 тыс. Но это очень сказывается на здоровье: простоять в палате сутки на ногах, проводить не самые легкие процедуры лежачему пациенту, а через сутки снова выйти на работу. Оплата труда медицинских работников должна повышаться – это факт. Кто-то за эти же деньги сидит в теплом кабинете и отвечает на звонки, рассылает письма, уходит домой в 18.00, отдыхает в праздники, при этом не имея квалификации и неся ответственности за чью-то жизнь. Причем даже тогда, когда пациент сам довел себя до критической точки заболевания.

В ОСМС все же мы будем иметь возможность без дополнительных трат регулярно проверяться, лечиться, а не доводить себя перехаживанием болезни на ногах, чтобы не тратиться на посещение врача и не терять в зарплате из-за выхода на больничный. Адекватные работники хотели бы заботиться о своем здоровье, и такая возможность теперь у нас будет.