За семь месяцев поступления по акцизам в РК составили 188,1 млрд тенге — на 11% больше, чем годом ранее, передает ИА «NewTimes.kz» со ссылкой на finprom.kz.
Впрочем, доля акцизов от общих налоговых поступлений сократилась за год с 4,1% до 3,9%, так как в целом поступления по всем видам налогов выросли в соответствующем периоде на 15,3% к прошлому году. К слову, налоговые поступления играют решающую роль в доходах госбюджета: их доля за январь–июль этого года составила 67,8%, против 66,6% год назад.
При этом непосредственно акцизы на алкогольную продукцию достигли всего 39,7 млрд тенге, против 42,8 млрд тенге годом ранее (минус 7,1%). Сокращение наблюдается по всем группам — как для продукции, произведенной в РК (минус 4,3%), так и для импортированной из ЕАЭС (минус 16,9%).
Напомним, в целом за 2018 год акцизы в секторе составляли 79,9 млрд тенге — сразу на 35,9% больше, чем годом ранее.
По мнению экспертов, увеличение налоговых сборов за счет вывода алкогольного рынка из тени могло бы частично перекрыть недобор в 200 млрд тенге, который образуется в следующем году в связи с освобождением малого бизнеса от налогов.
Теоретически сокращение поступлений по акцизам полностью соответствует сокращению производства и потребления в секторе. По официальным данным, например, производство водки и ликеро-водочных изделий по итогам первого полугодия составило всего 14,2 млн литров — сразу на 23,7% меньше, чем годом ранее. Потребление (реализация на внутреннем рынке), в свою очередь, упало на 22,2% за год, до 18,1 млн литров.
В то же время внезапная склонность казахстанцев к трезвости почему-то не распространяется на вина: потребление в секторе практически не изменилось, оставшись на уровне 19 млн литров за полугодие, а производство даже немного подросло — до 13 млн литров, против 12,7 млн литров годом ранее (+2,4% за год).
Можно допустить, что казахстанцы отказываются именно от крепких спиртных напитков, но темпы все же настораживают. По сути, с рынком крепкого алкоголя варианта два: либо казахстанцы дружно бросают пить, либо рынок стремительно уходит еще глубже «в тень» — например, из-за очередного витка роста минимальных цен на крепкий алкоголь в этом году.