В Казахстане сократили производство развлекательных и познавательных шоу

В первом полугодии по индексу физического объема производства услуг спорт, искусство, кинематограф и шоу-бизнес ушли в отрицательную зону по сравнению с прошлым годом. Деятельность в области спорта, организации отдыха и развлечений показала сокращение на 7,1%, индустрия кино и аудиозаписей — на 6%, шоу-бизнес удержался на уровне стагнации — минус 0,2%, передает ИА «NewTimes.kz» со ссылкой на energyprom.kz.

Фото: freepik.com

В прошлом году вышеуказанные отрасли оптимистично росли. Так, кинематограф и звукозаписывающий сектор выросли на 41,8%, шоу-бизнес — на 14,5%. В 2017 году показатели также находились в зоне высокого оптимизма. Кинематограф вырос в полтора раза, шоу-бизнес — на 26,5%, спорт — на 20,9%. Динамика развития индустрии развлечений показывает, что рынок фактически съел маркетинговый ресурс, сформированный за счет масштабных мероприятий 2017 года — Универсиады в Алматы и EXPO в столице.

Очевидно, что отрасли, отвечающие за генерацию и сопровождение развлекательных и познавательных мероприятий, крайне зависимы от государственной поддержки. В структуре объема оказанных услуг в денежном эквиваленте деятельности в области творчества, искусства и развлечений госкомпании занимают 59%, в деятельности в области спорта, организации отдыха и развлечений на госсектор приходится 44,2%. Для сравнения: в сфере научных исследований и разработок доля услуг, оказанных госкомпаниями — всего 25%, хотя это направление априори находится под стратегическим покровительством государства.

Проведение масштабных познавательных и развлекательных мероприятий — крайне рисковый бизнес. Высокий уровень неопределенности в возврате инвестиций, сильная зависимость от внешних событий (вплоть до метеоусловий), значительные затраты на логистику. В Казахстане пока недостаточно коммерческих компаний, готовых взять на себя роль системных организаторов крупных ивентов, обеспечивающих большой туристский трафик, при этом мероприятия крайне необходимы для туристской отрасли.

На текущий момент уровень загрузки гостиничной инфраструктуры низкий. В первом полугодии показатель заполняемости гостиниц составил 22,3%. В культурных и научных центрах страны гостиницы также пустуют: в Алматы уровень их заполняемости составляет 26,5%, в Нур-Султане — 23,5%; это ниже показателей 2017 года.
Возможно, из-за сокращения развлекательных и познавательных мероприятий туроператоры зафиксировали падение спроса на туруслуги. По результатам обследования туристских фирм, экономическая конъюнктура во втором квартале 2019 года понизилась по сравнению с соответствующим кварталом 2018 года. Баланс изменения оценок спроса на услуги уменьшился на 10 процентных пунктов и составил 4%.

Во втором квартале 2019 года туристы в основном предпочитали выезжать в другие страны мира (об этом сообщили 73% респондентов) по причине более развитой туристской инфраструктуры, лучшего качества обслуживания, более выгодной стоимости путевок и широкого выбора специализированных средств размещения (для сравнения: во втором квартале 2018 года об этом сообщали 74%).

В третьем квартале участники рынка ожидают повышения спроса на туруслуги. Долгосрочного оптимизма сектору добавила Государственная программа развития туристской отрасли на 2019–2025 годы. Документ опубликован 31 мая. В нем детально представлены модель развития сектора и механизмы реализации программы, в том числе и в региональном разрезе.

Можно назвать прорывом и тот факт, что в туристском секторе появился системный оператор, призванный синхронизировать деятельность участников рынка для увеличения трафика по внутренним и внешним туристам.

Kazakh Tourism в роли единого странового бренд-менеджера ежегодно будет формировать медиаплан по продвижению Казахстана на международном туристском рынке, в котором будут предусмотрены как наиболее значимые туристские продукты страны и целевые группы, так и все способы маркетинговых коммуникаций. Одна из ключевых коммуникаций — организация масштабных развлекательных и познавательных мероприятий в Казахстане для увеличения турпотоков.

Ежеквартально оператор должен проводить крупные якорные мероприятия. Это поможет индустрии развлечений повысить рыночный драйв в производстве привлекательного контента, что косвенно сработает на рост турпотоков.