3 марта был богат на новости: суд в Семее удовлетворил ходатайство Мухтара Джакишева на досрочное освобождение, зараженный коронавирусом казахстанец сбежал от врачей в Южной Корее, в национальном совете общественного доверия произошла ротация. О причинах последнего корреспондент ИА «NewTimes.kz» рассказывает в своем обзоре.
О ротации в национальном совете общественного доверия глава государства лично сообщил в своем Twitter.
«В целях широкого вовлечения общественности в работу НСОД произведена рабочая ротация его состава. В Нацсовет пришли новые общественные деятели. Благодарю за активную работу бывших членов совета», — написал Касым-Жомарт Токаев.
Изначально 44 члена совета вошли в консультативный орган по согласованию, а руководитель администрации президента, детский омбудсмен, а также уполномоченные по правам человека и по защите прав предпринимателей входят в состав НСОД по должности. По этой причине вывод из органа Саин и Азимовой вызывают вопросы. Палымбетов незадолго до ротации был освобожден от должности бизнес-омбудсмена.
Фото взято с сайта akorda.kz
Аружан Саин объяснила свой выход нехваткой времени из-за плотного графика.
«Работа уполномоченного по правам ребенка требует очень много времени и сил. Помимо того что это работа с обращениями граждан, которых много, главное — решить системные проблемы, а это просто колоссальный объем. Ведется работа с системами здравоохранения, социальной защиты, образования, с правоохранительными органами. А также с акиматами всех регионов Казахстана. Вследствие этого я даже не смогла принять участие ни в одном заседании НСОД. Но мной движет идея сделать жизнь в Казахстане достойной для каждого человека, для каждого ребенка. Чтобы мы стали страной без коррупции, где каждый может воплотить свои мечты», — написала детский омбудсмен в Facebook.
Фото взято со страницы Ulttyq kenes в Telegram
Национальный совет общественного доверия был создан 12 июня 2019 по предложению самого Токаева. НСОД собрал за одним столом людей с разными идеями и взглядами, во многом противоречащими официальным заявлениям представителей власти. К примеру, известный адвокат Айман Умарова выступает за отмену статьи 174 уголовного кодекса, которую она и правозащитники считают политической. В то же время чиновники настаивают на том, что в Казахстане нет политических заключенных.
За восемь месяцев существования совета его члены дважды встречались с Токаевым, не считая приемов в Акорде. В первый раз представители рабочих групп озвучили предложения президенту и поставили перед ним задачи, волнующие общество и требующие незамедлительного решения. На втором заседании глава государства ответил им. Так, по предложению президента:
Последний пункт вызвал бурные обсуждения в Facebook и поднял уровень доверия к НСОД, так как по этим двум статьям наравне с террористами к ответственности привлекали журналистов и людей, которых правозащитные организации называли политическими узниками. В их числе экс-глава Казатомпрома Мухтар Джакишев, участник земельных митингов Макс Бокаев и осужденный после шаныракских событий Арон Атабек.
Фото взято со страницы Армана Шураева в Facebook
Арман Шураев после выхода из состава совета заявил, что, перед тем как войти в НСОД, поставил условие – немедленно освободить Мухтара Джакишева. Ждать пришлось полгода, но все же президент выполнил данное обещание. В знак благодарности Шураев разместил в Facebook фото с Касым-Жомартом Токаевым и подписал его:
«Рукопожатие было крепким и слово оказалось твердым. Благодарю главу государства за решение по Мухтару».
Бывший член НСОД добавил, что участник земельных митингов Макс Бокаев продолжает находиться в местах лишения свободы и нужно добиться его освобождения.
Фото взято со страницы Ulttyq kenes в Telegram
Советник президента и по совместительству секретарь Нацсовета Ерлан Карин поблагодарил Шураева за проявленную активность во время членства в НСОД.
«Хочу поблагодарить уже бывших членов национального совета общественного доверия, в особенности Армана Шураева и Азаматхана Амиртая, которые принимали наиболее активное участие в работе НСОД. Во многих позитивных решениях, принятых за это время властью, в основе лежат их конструктивные идеи и предложения», — написал советник президента в Facebook.
В личной беседе с корреспондентом ИА «NewTimes.kz» Азаматхан Амиртай подтвердил, что у него нет обид на членов и руководителей Нацсовета. Он пришел в консультативный орган по приглашению, озвучил президенту свое видение экологической ситуации в стране, поддержки малого и среднего бизнеса и привлечения иностранных инвестиций в экологические проекты. И когда ему сообщили о предстоящей ротации, решил уйти. Все свои силы Амиртай собирается направить на создание «партии зеленых».
«Еще до вступления в национальный совет общественного доверия мы хотели создать экологическую партию. Работы ведутся. Эту идею я озвучивал и во время членства в НСОД, члены знают. Партия считается самым высшим политическим и идеологическим органом. Мы должны создать партию, которая сможет конкурировать с Nur Otan. Я имею в виду конструктивное соперничество. На парламентских выборах надеемся заручиться 10-15% голосов. Мы готовимся к этому», — рассказал президент экологического альянса «Байтақ болашақ».
Фото взято со страницы Бахытжана Бухарбая в Facebook
Если оценивать ситуацию со стороны, то НСОД попрощался с шестью членами на мирной ноте, достигнув вместе определенных результатов. Но Бахытжан Бухарбай, который заявил о своем выходе из совета немного раньше официального сообщения президента о ротации и суда над Джакишевым, указал на то, что поручения Токаева, принятые после предложения членов Нацсовета, во многом были проигнорированы.
«К сожалению, законопроект о мирных собраниях, подготовленный ведомством министра Абаева, не отвечает поручению президента и прежде всего противоречит интересам народа. Помимо этого, следует отметить, что политические заключенные до сих пор не получили освобождения. Кроме того, я вижу, как Жанболату Мамаю всячески препятствуют в создании партии. Все это демонстрирует то, что поручения Токаева игнорируются бюрократией под ним. Также это означает то, что национальный совет сегодня не является органом, способным влиять на политические реформы в нашей стране», — пояснил свою позицию Бухарбай.
Другой член НСОД, политолог Айдос Сарым прокомментировал журналистам заявление Бухарбая.
«Это его личная позиция. У нас нудная, муторная работа. Легче всего написать в Facebook, а спорить с чиновниками, доказывать очевидные вещи... Если думаете, это добавляет здоровья, вы сильно ошибаетесь. Мы не общенациональный орган, а консультативный орган при президенте. Каждый из нас отвечает за себя, если кто-то хочет, то выходит».
Возможно, своим ответом Сарым хотел сказать, что некоторые члены национального совета хотели достичь «быстрых побед», то есть мгновенных политических реформ. Но на деле все оказалось труднее: пришлось пройти долгий процесс аналитики и формирования предложений, а затем согласования позиций сначала внутри рабочих групп, а потом и с ответственными государственными органами. В общении с последними возникли сложности, и тут встал вопрос выбора — уйти или остаться.
В любом случае это первая, но не последняя ротация в НСОД. Обновленный состав сядет за стол переговоров в апреле текущего года.