Накануне вечером Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев внес изменения в Указ «Об утверждении Типового регламента маслихата». Главным отличием новой редакции указа является пункт о возможности выражения недоверия акимам. Является ли этот шаг логичным продолжением либерализации политической системы страны? Политолог Андрей Чеботарев поделился с ИА «NewTimes.kz» своим мнением по этому поводу.
«Это перекликается с проектом «Концепции развития местного самоуправления до 2030 года». Поскольку эта концепция ориентирована на расширение полномочий сходов и собраний местных сообществ, - считает Андрей Чеботарев. – Здесь как раз мы видим, что в указе заложена норма о том, что маслихат любого уровня может выразить недоверие акиму, в частности акимам сельского уровня, акимам городов районного значения, если соответствующее собрание выступит с такой инициативой. То есть маслихат по крайней мере обязан рассмотреть такой вопрос».
Таким образом, по мнению политолога, расширяются права местного населения. Иными словами, теперь у жителей любого села или районного центра появился вполне реальный рычаг давления на власть. Не устраивает работа акима: не строится жилье, дороги не ремонтируют, коррупция процветает – выносим на маслихат вопрос о его состоятельности. Это утрированно, на практике же все немного сложнее.
В поправке написано буквально следующее: «Основаниями для рассмотрения маслихатом вопроса о выражении недоверия акиму являются:
При этом отмечается, что инициирование вопроса об освобождении от должности акима собранием местного сообщества должно быть подтверждено протоколом. В предыдущей редакции указа значился только первый пункт, то есть ранее собрания местных сообществ (читайте – жителей населенных пунктов) в судьбе акимов столь значимой роли не играли.
Читайте также: Казахстанцы смогут голосовать против всех во время выборов
Местные интересы
С одной стороны, таким образом активизируется гражданское общество, которого так не хватает на политической арене Казахстана. С другой – в свете перехода к выборам сельских акимов этот инструмент может стать рычагом влияния на местечковом уровне.
«Могут возникнуть и всевозможные риски. Если представить село, где проживают представители нескольких родов или общин с конкурирующими интересами, понятно, что с каждой группы будут заинтересованы выдвинуть своего кандидата, а смогут ли они достичь компромисса?» – высказывает опасение Андрей Чеботарев.
На этот случай у власти есть «страховочный механизм» - спецпроверка всех кандидатов со стороны Комитета национальной безопасности. И здесь, по мнению политолога, центральная власть с большей вероятностью исключает коррупционные интересы местных политических групп.
И все же общество, по мнению большинства политологов, готово к таким изменениям. Анализ, проведенный при разработке новой Концепции развития местного самоуправления, показал, что «проведение в 2013 году косвенных выборов акимов
сельских округов не способствовало повышению гражданской активности населения и продвижению демократии на местном уровне, потому как непосредственно сами граждане не были включены в принятие решения по такому важному вопросу». На тот момент выдвижение кандидатов в акимы осуществлялось вышестоящими акимами, голосовали за них депутаты маслихатов. В новой модели выдвигать кандидатов в акимы сельского округа будут политические партии, предусмотрено также самовыдвижение.
К слову, новая Концепция определяет основным органом местного самоуправления сход местного сообщества. Данный сход в крупных населенных пунктах и сельских округах может формироваться из представителей через проведение раздельных сходов в отдельных населенных пунктах или его составных частях. Кроме того, предусмотрен коллегиальный орган - Кенес. Он образуется путем преобразования действующего собрания местного сообщества на уровне сельских округов.
Читайте также: 4,7 млрд тенге потратят на выборы сельских акимов в Казахстане
Выборы, выборы
Если же вернуться к расширению полномочий местных представительных органов, то на данной поправке они, вероятно, не завершатся. На этой же неделе на подпись Президенту из Сената поступили поправки в законодательство по вопросам расширения самостоятельности и ответственности районных, городских и сельских уровней власти. Если Глава государства сочтет нужным подписать этот пакет, то маслихаты ждет еще ряд изменений. В частности, поправки предусматривают упразднение должности председателя сессии маслихата, его полномочия предлагается передать секретарю маслихата. Кроме того, в каждой области и городе республиканского значения появятся должности председателей постоянных комиссий маслихатов. На эти должности предложено избирать представителей из разных политических партий. Таким образом, в регионах повышается не только самостоятельность местных органов, но и политическая конкуренция.
Как механизм сработает на деле, можно будет проверить уже скоро. Как известно, первые выборы 836 сельских акимов пройдут уже в августе. А к 2024 году, согласно Концепции развития местного самоуправления, предлагается перейти к выборам акимов районов. Как ранее отметил Касым-Жомарт Токаев на заседании Национального совета общественного доверия, эта инициатива должна внести значительный вклад в демократизацию страны и укрепление местного самоуправления.
Алина Абдрахманова