Казахстанский адвокат Бауыржан Азанов долгое время пытается наказать полицейских из Астаны за нарушение своих прав, но пока его старания не увенчались успехом. Адвокат подозревает, что к затягиванию дела «приложил руку» департамент Нацбюро по противодействию коррупции. Он объяснил корреспонденту ИА «NewTimes.kz», кого он подозревает в угрозах в свой адрес и почему не доверяет антикоррупционному ведомству.
Посмеем предположить, что Бауыржан Азанов больше всего известен казахстанцам как адвокат 7-летнего мальчика из села Абай, рассказавшего об изнасиловании. Но в его послужном листе есть история, в которой Бауыржан вынужден был спасать не подзащитных, как обычно, а самого себя. В 2015 году Азанов заявил, что на него напали двое полицейских прямо в здании суда: адвокат тогда рассказал, что они заковали его в наручники и издевались над ним в течение часа, причиняя «сильные физические страдания». Прошло уже почти три года, но Бауыржан Азанов до сих пор пытается разобраться с этой историей и более того — получает угрозы. И адвокат уверен, что дело затягивается по вине столичного департамента Нацбюро по противодействию коррупции.
«По уголовным делам в отношении тех полицейских все давно доказано и очевидно. Имеются видеозаписи нападения и применения насилия и специальных средств в отношении адвоката. Все доказано. Но департамент национального бюро по противодействию коррупции по Астане в силу заинтересованности в исходе волокитит это дело. Все следственные действия не произвел. Все следственные действия, которые они производили, были направлены на увод от уголовной ответственности подозреваемых полицейских. Потому как они даже не признавали вещественными доказательствами видеозаписи нападения на меня этих полицейских, не назначали судебную видеофоноскопическую экспертизу видеозаписей, которые они не желали признавать вещественными доказательствами. Потому что не хотели производить честную судебно-медицинскую экспертизу и другие виды экспертиз, чтобы их назначить пришлось потратить 9 месяцев», — аргументирует Азанов.
Первую угрозу, которую адвокат связывает именно с этим делом, он получил осенью 2017 года.
«25 октября 2017 года ко мне сзади подошли трое мужчин в куртках, взяли под руки с обеих сторон — лиц я не видел — и сказали: «Не ходи на Сейфуллина. Пожалеешь». И сразу удалились в направлении дворов», — вспоминает Бауыржан Азанов.
Судя по всему, непрошенные советчики неспроста выбрали эту улицу — именно на ней дислоцируется Нацбюро. Но этим дело не ограничилось: спустя 5 месяцев адвокату снова напомнили о «запретной улице», причем в такой же формулировке.
«30 и 31 марта 2018 года у нас были следственные действия, очные ставки, ознакомление с заключениями судебных экспертиз. Вечером 31 марта 2018 года я написал заявления на следователя по этому делу на имя Шпекбаева, а уже утром получил угрозы физической расправы. Я обратился с заявлением о принятии мер безопасности на имя председателя АДГСПК РК Шпекбаева А.Ж., но его подчиненные отказали мне в предоставлении охраны. Кто меня пытается запугать — я пока не знаю. Но подозреваю некоторых лиц. Пока не могу озвучить их имена», — говорит адвокат.
К слову, Азанов рассказывал на своей странице подробности встречи с Аликом Шпекбаевым в Астане. На прием к главе АДГСПК он прибыл 3 апреля, а когда передавал данные об угрозах в свой адрес — с удивлением узнал, что уголовное дело в отношении полицейских прекращено еще 30 марта 2018 года.
«Обратите внимание, что 30 и 31 марта у нас еще шли следственные действия, и никто не говорил мне об их завершении. Это длительная и сложная процедура. Необходимо ознакомить меня с материалами дела, принять все мои ходатайства, разрешить их и только потом прекращать дело. То есть физически они не могли прекратить это дело за 1 день. И дело было прекращено задним числом, чтобы в отношении меня не принимать меры безопасности и вообще спустить все заявления и жалобы на тормозах. Чтобы, когда я зашел к г-ну Шпекбаеву, там находился человек, который на вопросы Алика Жаткамбаевича с невинным видом сообщил бы ему, что, оказывается, дело уже давно прекращено. То есть они знают мои шаги наперед и опережают меня всегда, потому как круговую поруку еще никто в Центральной Азии не отменял. Так и вышло — 3 апреля 2018 года на приеме у г-на Шпекбаев сидел этот человек», — написал тогда Бауыржан Азанов.
Кстати, отказ на предоставление охраны аргументировали именно тем, что дело прекращено. Сам Шпекбаев пообещал разобраться в этой сложной ситуации, но Азанов уверен, что его подчиненные не позволят делу «набрать ход».
«Он пообещал разобраться, но я знаю, что его подчиненные сделают все, чтобы заволокитить это дело и ввести Шпекбаева в заблуждение относительно обстоятельств этого дела и относительно моей персоны», — рассуждает адвокат.
Тем временем зловещие послания от незнакомцев так и не прекратились.
«Угрозы, точнее — намеки, поступали через знакомых мне людей. Вся система правоохранительных органов Астаны, включая прокуратуру, действует против меня», — подытожил Бауыржан Азанов.
ИА «NewTimes.kz» ЗАПРЕЩАЕТ копировать и перепечатывать материалы агентства с пометкой «Эксклюзив», а также их фрагменты. ЗАПРЕТ распространяется на все зарегистрированные СМИ, а также паблики в Instagram.