Черный день календаря: 5 лет со дня авиакатастрофы в Алматинской области, унесшей жизни 21 человека

29 января 2013 года случилась одна из самых крупных авиакатастроф в Казахстане: самолет компании «SCAT», осуществлявший рейс Кокшетау — Алматы, разбился при заходе на посадку. Выжить не удалось никому: в результате катастрофы погиб 21 человек, в том числе 5 членов экипажа. Редакция ИА «NewTimes.kz» предлагает вспомнить, что случилось тем трагичным днем ровно 5 лет назад.

Bombardier CRJ-200 в международном аэропорту Алматы, 2012

Самолет Bombardier CRJ-200 летел по маршруту Кокшетау—Алматы. Около 13:10, во время захода на посадку, командир сообщил об уходе на второй круг. Но, к сожалению, приземлиться самолету было не суждено: при заходе на посадку в аэропорту Алматы воздушное судно столкнулось с поверхностью земли в 5 км от центра аэродрома. На борту воздушного судна находились 5 членов экипажа и 16 пассажиров, спастись не удалось никому. Среди жертв были 20 казахстанцев и один гражданин Кыргызстана. Одним из погибших пассажиров был 2-летний ребенок.

Первоначально основной версией называли плохие погодные условия. Как сообщали СМИ, синоптики два раза предупреждали экипаж самолета о прогнозе погоды. Тем не менее решение о полете в сложных метеоусловиях всегда принимает командир, и пилот предпочел все-таки лететь. Уже во время полета экипаж снова получил информацию о погоде: сообщалось, что из-за тумана огни аэропорта можно разглядеть только с высоты 30 метров. В результате самолет был вынужден пойти на разворот.

Главная транспортная прокуратура сразу же возбудила уголовное дело по факту «нарушения правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного или водного транспорта». А президент Казахстана Нурсултан Назарбаев в тот же день выразил соболезнования родным и близким погибших и распорядился оказать помощь семьям жертв авиакатастрофы. 31 января 2013 года был объявлен день национального траура.

На месте катастрофы специалисты обнаружили бортовой самописец, который был сразу отправлен в межгосударственный авиационный комитет. Их отчет был опубликован 2 марта 2015 года: выяснилось, что все системы самолета работали в штатном режиме, а причиной стал человеческий фактор.

Согласно опубликованным данным из отчета, во время выполнения процедуры ухода на второй круг управляющий пилот — командир судна — утратил контроль из-за плохого самочувствия. Возможной причиной ухудшившегося самочувствия пилота назвали хроническую ишемическую болезнь сердца, которую выявили патологоанатомы. Второй пилот общался с диспетчером по радиосвязи, но активного участия в управлении самолетом не принимал. В итоге среди конкретных причин были названы частичная потеря работоспособности командира судна, отвлечение внимания второго пилота на ведение внешней радиосвязи, повышенное психоэмоциональное напряжение экипажа, связанное с неоправдавшимися ожиданиями об улучшении метеоусловий, а также невыполнение требований к медицинскому освидетельствованию летного состава — командир перенес операцию, но не прошел должной реабилитации.

К дальнейшему расследованию причин крушения самолета CRJ-200 были привлечены специалисты из США. На расследование понадобилось очень много времени: только осенью 2014 года Женис Касымбек — на тот момент замглавы МИР РК — заявил о завершении.

В связи с трагедией был задержан директор летной службы SCAT Вячеслав Артеменко: его обвиняли в ненадлежащей организации летной работы. И полные детали расследования были озвучены как раз на суде в отношении Артеменко.

По данным прокуроров, глава летной службы не обеспечил должным образом обучение и повышение квалификации погибших пилотов. Одной из причин катастрофы назвали слабый уровень владения английским языком у пилотов, который помешал им предпринять необходимые меры в экстренной ситуации. Также выяснилось, что в авиакомпании систематически нарушались режим труда и отдыха пилотов. Так, во время ежегодного трудового отпуска экипаж обучался в иностранном учебном центре. То есть свой законный отпуск они тратили на курсы повышения квалификации. Озвучивая обвинение, прокуроры заметили, что из-за этого пилоты не находились в должной рабочей форме.

При этом адвокаты заявляли, что вина Артеменко в ходе следствия не была доказана. Они попросили не назначать для подсудимого наказание в виде лишения свободы. Примечательно, что до этого большинство родственников погибших заключили мировое соглашение с компанией: авиакомпания выплатила всем по 2 млн тенге, обязалась выплачивать ежемесячные пособия 12 несовершеннолетним детям до 18 лет. На 2016 год компания уже сделала общую сумму выплат родным жертв трагедии в размере 300 млн тенге, в том числе на отдых, лечение и обучение детей. Сторона потерпевших просила не применять уголовного наказания в отношении сотрудника компании. Тем не менее суд приговорил Вячеслава Артеменко к 5 годам лишения свободы с отбыванием наказания в колонии-поселении 28 апреля 2016 года. Но этот факт произвел широкий резонанс: была организована петиция против признания Артеменко виновным. И уже в июне в результате апелляции директора летной службы освободили из-под стражи, сняв все ограничения деятельности.

ИА «NewTimes.kz» ЗАПРЕЩАЕТ копировать, перепечатывать и распространять на любых ресурсах материалы агентства с пометкой «Эксклюзив», а также их фрагменты