Департаментом Агентства по делам госслужбы и противодействия коррупции по Костанайской области проведен внешний анализ коррупционных рисков в деятельности 7 государственных органов в сфере социальной защиты населения, передает корреспондент ИА «NewTimes.kz».
Анализ в сфере соцзащиты проведены в Департаменте Комитета труда, социальной защиты и миграции Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан по Костанайской области, Управление координации занятости и социальных программ акимата Костанайской области, а также отделы занятости и социальных программ акиматов городов Костаная, Рудного, Лисаковска, Костанайского и Алтынсаринского районов.
«Всего по итогам анализа выявлено 90 коррупционных рисков, из них 54 в НПА и 36 в организационно-распорядительной деятельности. В ходе комплексного анализа установлен ряд коррупционных рисков системного характера в сферах оказания отраслевых госуслуг, рассмотрения обращений, координации деятельности подведомственных организаций, реализации антикоррупционных мер, кадровой политики, наложения и снятия дисциплинарных взысканий, выплат поощрений, соблюдения служебной этики», — сообщил в ходе брифинга руководитель управления профилактики коррупции Департамента Рустем Болат.
К примеру, что касается координации деятельности подведомственных организаций. Актуальность и коррупциогенность данной функции продиктована, в первую очередь тем, что ряд функций в сфере социальной защиты населения (к примеру оказание специальных социальных услуг) реализуются именно посредством подведомственных организаций – Центров занятости населения, центров оказания специальных социальных услуг центров ресоциализации и социальной адаптации, а общее количество подведомственных организаций и специализированных структурных подразделений объектов анализа – 25.
«Мы обратили внимание на Специфику установленных коррупционных рисков данного направления, таким образом, обозначена недостаточность, не регламентированность и как следствие – угроза избирательности процедур внутриведомственного контроля; признаки предпочтения в сфере управления персоналом. Есть факты принятия на работу лиц, не соответствующих квалификационным характеристикам, избирательного наложения дисциплинарных взысканий. Совокупность пробелов и недостатков процессов мониторинга и координации деятельности подведомственных учреждений в конечном итоге приводит к тому, что кадровая, финансовая и прочие составляющие их деятельности обладают как коррупционными рисками, так и прямыми нарушениями законодательства»,— считает Р.Болат.
Есть пробелы и в работе по выплате поощрений. В силу финансовой специфики, данная сфера в повышенной степени подвержена коррупционным рискам, заключающимся, как и в сфере дисциплинарных производств, то есть в угрозе избирательного подхода и неправомерного предпочтения отдельным лицам.
«Данная ситуация продиктована в первую очередь нормативными пробелами – действующие правилами премирования, оказания материальной помощи и установления надбавок к должностным окладам работников органов за счет средств госбюджета, которые наделяют руководящий состав правом неограниченного субъективного выбора как поощряемых лиц, так и сумм, выплачиваемых данным лицам. В целях минимизации данного коррупционного риска, правила поощрений наделяют госорганы правом самостоятельной разработки и утверждения внутренних правил и положений о поощрениях», — отметил Р.Болат.
Однако, в ходе проведенного анализа установлено, что внутренние положения о поощрениях фактически дублируют типовые правила и не устраняют действующие нормативные пробелы.
«Указанная ситуация приводит к хаотическому подходу в данной сфере, что свидетельствует о признаках и угрозах субъективного подхода в выплатах премий, надбавок и материальной помощи как госслужащим, так и работникам по трудовому договору. По итогам внешнего анализа, для устранения выявленных коррупционных рисков, государственным органам внесено 36 рекомендаций», — заключил руководитель управления.