Заказов на некогда всесоюзном заводе «Зенит» очень мало и сейчас предприятие испытывает трудности. Но уральские инженеры опровергли слухи о возможном его закрытии. Наоборот, готовы выпускать не только военные корабли, но даже оборудования для нефтегазовой отрасли, передает телеканал «Астана».
Богдан Хомко вот уже 46 лет работает на заводе «Зенит». Проектировал минотральные вооружения, предназначенные для поиска вражеских объектов, занимался разработкой радиоэлектронной аппаратуры и участвовал в испытаниях. Раньше на режимном предприятии изделия выпускали под грифом секретности, рассказывает Хомко.
«То есть это единицы, максимум десятки. И кстати, каждое последующее изделие оно отличается от предыдущего. Потому что внедряются новые разработки, учитываются пожелания эксплуатирующих воинских частей, которые используют наши катера и корабли», − говорит руководитель службы маркетинга АО «Уральский завод» Боглан Хомко.
История всесоюзного завода «Зенит» берет свое начало еще с Великой Отечественной войны, когда в 1941 году из блокадного Ленинграда в Казахстан эвакуировали целое производство. Вместе с оборудованием в Уральск приехали рабочие и специалисты. И уже через месяц фронту отправили первую партию оружия.
На заводе в годы войны выпускали снаряды, мины, торпеды. По оценкам экспертов, каждый двадцатый корабль противника был потоплен оружием с Уральского завода. До конца 1941 года фронту было направлено около 30 тыс взрывателей, 4 тыс патронов и несколько тысяч приборов для авиации. Более 40 сотрудников предприятия, участвовавших в производстве торпеды -невидимки, удостоились правительственных наград. Выпуск так называемой спецпродукции продолжился и в мирные годы.
Одновременно осваивалось производство товаров гражданского назначения, в том числе и оборудование для нефтегазовой отрасли. «Зенит» вырос в градообразующее предприятие, работой на котором дорожили и гордились, говорят ветераны отрасли.
«Трудиться на заводе − была большая честь. Всегда гордились − ты где работаешь? На заводе Ворошилова − а теперь он «Зенит», − делится председатель совета ветеранов АО «Уральский завод» Светлана Сосновских.
Даже в 90-х годах, когда страна была в глубоком кризисе, завод удержался на плаву и ни дня не простаивал. «Зенит» стал основным предприятием по оснащению Военно-морского флота Казахстана боевыми кораблями. По традиции каждый построенный корабль торжественно провожают. В этот раз на воду спустили уже 30 по счету корабль «Нур-Султан». Он построен по заказу пограничной службы КНБ. Корабль может развивать скорость до 60 км. в час. 42-метровое судно оснащено современным вооружением и средствами связи. Оно будет нести службу по охране границ и борьбе с браконьерами.
«Завод готов выпускать гораздо больше, но, к сожалению − заказов нет. Это − к большому сожалению, пользуюсь случаем – хочу, чтобы нас услышали и дали заказ на строительство корабля. Заводчане работают - рады, а потерять можно всех – если не будет заказов», − говорит главный инженер АО «Уральский завод Зенит» Виктор Грачев.
Нужна государственная поддержка. Предприятие могло бы частично перестроиться на производство гражданского судостроения, но и здесь нужны заказы. Главное сохранить рабочие места и производство, говорит руководитель предприятия Вячеслав Валиев.
«Мы предпринимаем все попытки, возможные силы и средства, для того, чтобы решить вопрос заказ от нас есть. И не только на этот год, на постоянно есть, надеюсь мы найдем поддержку от правительства нашей страны. У нас идет плановое переоснащение. Нам нужны более современные судна по мореходности, по другим качествам, по автономности. Порядка 10 единиц мы с удовольствием хотели бы приобрести», − сказал заместитель председателя комитета КНБ РК, директор пограничной службы Дархан Дильманов.
Но точных сроков в ведомстве пока не называют. В свою очередь уральский завод готов предложить заказчикам новые модели судов. К примеру, патрульный корабль с возможностью установки малого вертолета. С помощью этих комплексов контролировать нарушителей смогут не только на суше и воде, но и с воздуха.