Цифровизация в Костанайской области затрагивает практически все сферы, причем автоматизация госуслуг произведена практически в каждой отрасли. Об этом при отчёте перед депутатами областного маслихата сообщил руководитель областного управления информатизации, оказания государственных услуг и архивов Еркебулан Абдукаримов, передает корреспондент ИА «NewTimes.kz».
В целом, в Костанайской области государственные услуги оказывают 13 областных управлений, акиматы городов и районов области, а это порядка 181 видов госуслуг. Так, к примеру, в целях реализации поручений Елбасы, отраженных в Плане нации «100 конкретных шагов», в части формирования транспарентного и подотчетного государства, а также принципа открытости и доступности государственных органов для народа в этом году в здании акимата Костаная организована площадка «Открытый акимат» для оказания госуслуг, консультирования, приема и обработки документов физических и юридических лиц по интересующим вопросам.
«Преимущество фронт-офиса «Открытый акимат» заключается в безбарьерном пространстве при получении как государственных услуг, так и ответов на текущие обращения. Здесь для посетителей созданы все комфортные условия: это и ресепшн, места для ожидания граждан, прозрачный кабинет, в котором аким и его заместители проводят прием граждан. По принципу получения услуг в одном месте в операционном зале размещены представители всех девяти структурных подразделений акимата города, а также документационного отдела аппарата акима города», — сообщил Е. Абдукаримов.
Местные власти намерены посредством запуска проекта «Открытый акимат» снизить долю госуслуг, оказываемых в госорганах, соответственно, увеличив показатель электронных услуг через портал «электронного правительства». Для этого, организованы уголки самообслуживания СonnectionPoint, подключенные к порталу «электронного правительства» для получения услуг заявителями самостоятельно.
В рамках цифровизация запущена в области и работа приложения SmartQostanai, призванная стать справочником для горожан и гостей области в части предоставления информационных, интерактивных и транзакционных услуг в сферах образования, здравоохранения, безопасности, ЖКХ, транспорт, туризма и коммерческих услуг, а также получения обратной связи по планируемым реформам и событиям.
«С помощью данного приложения авторизованные пользователи посредством чат-ботов получают уведомления об отмене занятий в школах, о перекрытии дорог, об административных штрафах, расписание ЖД, авиабилетов, произвести оплату коммунальных услуг, запись на секции и кружки, найти свою поликлинику, записаться на прием к врачу, вызвать скорую помощь на дом, а также с помощью QR-code можно проверить подлинность больничного листа», — пояснил Е. Абдукаримов.
Как инструмент координации своевременного устранения инцидентов, мониторинга и аналитики «жизнедеятельности» в Областном центре также создан Центр оперативного реагирования «iKomek». Он, как заверил Е. Абдукаримов, базируется на лучших международных практиках и посредством данного сервиса выстраивается четырехуровневая модель поддержки жителей с единой точкой контакта – Интеллектуальный контакт-центр. Основными направлениями деятельности Центра «iKomek» является прием обращений жителей, координация работы коммунальных и оперативных служб при решении произошедших инцидентов, аварий, контроль своевременного закрытия инцидентов, выявление и обработка правонарушений, выстраивание политики превентивных мер, а также оперативный контроль над ситуацией в городе в режиме «здесь и сейчас» через городскую систему видеонаблюдения.
Нельзя не отметить тот факт, что в центре «iKomek» весь город как на ладони и фиксируется все, потому что сюда выведено более 6 тысяч камер видеонаблюдения, расположенных на территории города. В основном, камеры охватывают места общественного скопления людей, такие как ТРЦ, мечети, крупные остановки, вокзалы.
Что касается автоматизации государственных услуг, то масштабная работа начата ведомством в прошлом году. К примеру, были автоматизированы услуги по постановке на очередь и приему детей в детские сады. Это позволило сделать очередь прозрачной и полностью исключить коррупционные риски. Такая же работа проводится по автоматизации услуги приема детей в первые классы школ области и услуги приема абитуриентов в колледжи.
Оцифровка коснулась и социальной сферы. Во всех государственных медучреждениях региона сегодня уже внедрена Комплексная медицинская информационная система, которая позволила автоматизировать практически все оказываемые госуслуги в сфере здравоохранения и перейти на «безбумажную медицину». Создано единое электронное расписание приёма пациентов, что создает прозрачность и улучшает контроль по приему больных.
«Сейчас мы видим, что значительно сократилось время на обработку информации о пациенте. Очень важно, что систематизирована преемственность передачи информации о пациенте между медицинскими организациями. Также, сократился непродуктивный труд врачей на заполнение бумажной медицинской документации, соответственно больше времени уделяется пациенту. Снизилось среднее число посещений по поводу заболеваний к участковым врачам в 1,5 раза», — говорит Е. Абдукаримов.
Отдельно руководитель профильного ведомства остановился на процессе создания Регионального геоинформационного портала (Геопортал), чем они занимаются ещё с прошлого года. Создаваемый геопортал будет представлять собой современный многофункциональный веб-портал с наиболее полезной и актуальной картографической информацией о регионе, обеспечивающий цифровизацию и автоматизацию государственных услуг в сфере земельных отношений, архитектуры и ЖКХ, повышение эффективности работы земельной инспекции и других служб, сбора на едином ресурсе пространственной информации, проведения мониторинга и контроля использования земель в регионе.
«Посредством Геопортала будут оказываться онлайн-сервисы, через которые население и предприниматели могут получить разрешение на подключение ко всем инженерным сетям, получить всю необходимую информацию о использовании земель, свободных и перспективных участках, земельных торгах с публикацией победителей и так далее. Кроме того, внедрение Геопортала позволит автоматизировать оказание 6 государственных услуг. В частности, а редоставление земельных участков, согласование проектируемого земельного участка, выдача решения на изменение целевого назначения земельного участка, определение кадастровой (оценочной) стоимости земельного участка, утверждение землеустроительных проектов по формированию земельных участков», — пояснил Еркебулан Абдукаримов.
О работе ЦОНов, призванных стать единым провайдером госуслуг, рассказала руководитель управления координации фронт-офиса филиала НАО «Госкорпорация «Правительство для граждан» Асель Науразбаева.
В настоящее время в Костанайской области функционируют 24 фронт - офиса, то есть центры обслуживания населения. Один из которых - Специализированный ЦОН и один Центр миграционных услуг.
«В 2018 году в Костанае был открыт Центр миграционных услуг. Так, иностранные граждане, получающие разрешение на работу в Казахстане, могут получать государственные услуги по стандартам центров обслуживания населения по принципу «одного окна». Если ранее для получения разрешения и оформления документов требовалось до 5 дней, при этом требовалось пройти несколько учреждений: получить ИИН, налоговое разрешение, пройти медицинский осмотр, дактилоскопию, оформить страховой полис, то теперь этот процесс осуществляется через миграционные ЦОНы в течении всего двух часов», — говорит она.
На сегодня, по словам А. Науразбаевой, основным и наиболее трудоемким блоком для сотрудников фронт-офисов остается работа по повышению цифровой грамотности населения.
«В рамках государственной программы «Цифровой Казахстан» госкорпорацией разработана учебная программа семинара по курсу «Электронное правительство и электронные государственные услуги». За этот год в классе цифрового ЦОНа обучено более 7 тысяч человек, им выданы соответствующие сертификаты. Более того, совместно с акиматами Костанайской области разработаны сетевые графики по обучению цифровой грамотности населения. На сегодняшний день обучением охвачено более 21 тысяча человек, это значительно больше чем планировалось, потому что со стороны граждан наблюдается большой спрос в самостоятельном получении электронных услуг», — говорит Асель Науразбаева.
С увеличением электронных услуг и повышением цифровой грамотности проходит и модернизация фронт-офисов по области. То есть теперь до 60% будет увеличена зона сектора самообслуживания, где консультанты обучают граждан самостоятельному пользованию порталом электронного правительства.