Органами прокуратуры уделяется особое внимание состоянию законности в сфере земельных правоотношений, передает ИА«NewTimes.kz».
По информации пресс-службы Генеральной прокуратуры Казахстана, по результатам проведенных в текущем году 600 проверок прокурорами выявлено 7 тыс. нарушений законности, для устранения которых внесено более 1,3 тыс. актов прокурорского реагирования.
В результате, защищены права свыше 1300 граждан, отменено и изменено 2,5 тыс. актов государственных органов, к различным видам ответственности привлечено более 700 должностных лиц, в том числе 37 за совершенные коррупционные правонарушения.
Анализ показал, что должностными лицами местных исполнительных органов коррупционные правонарушения совершаются на всех стадиях предоставления земельных участков - начиная с рассмотрения заявлений, подготовки землеустроительной документации и до выдачи земли.
К примеру, должностные лица аппарата акима сельского округа Аксукент Сайрамского района Южно-Казахстанской области путем подделки документов незаконно предоставили 5 земельных участков под ИЖС в поселке Карабулак.
По результатам инициированного прокуратурой досудебного расследования приговором суда от 26 июня 2015 года заместитель акима сельского округа Ордабеков осужден к 1 году лишения свободы условно.
В Актобе установлен 141 факт необоснованного отказа земельной комиссией в удовлетворении обращений граждан. При этом комиссия требовала документы, не предусмотренные земельным законодательством. Виновные лица привлечены к дисциплинарной ответственности за нарушение антикоррупционного законодательства.
Схожие коррупционные правонарушения имели место практически во всех регионах страны.
Одним из основных направлений деятельности прокуроров в рассматриваемой сфере является выявление неиспользуемых земель и возврат их в госсобственность.
Органами прокуратуры с начала года по республике выявлено свыше 3 тыс. неиспользуемых земельных участков (жилищное строительство, сельхозугодия, коммерческие объекты) площадью 599,9 тыс. га кадастровой стоимостью 9,1 млрд. тенге. Принятыми мерами в государственную собственность принудительно изъято 1 148 неосваиваемых земельных участков площадью 778 тыс. га кадастровой стоимостью 28,1 млрд. тенге.
В текущем году также проведена проверка применения собственниками и пользователями земельных участков законодательства, направленного на охрану земель от деградации. Ее результаты подтвердили, что повсеместно земельные ресурсы используются нерационально, допускается снижение плодородия почвы до критических показателей.
Одной из распространенных причин деградации земель является непринятие мер по их восстановлению после строительства промышленных объектов и разработки месторождений полезных ископаемых. По этой причине в Казахстане рекультивации подлежат более 200 тыс. га земель, из них на территории более 53 тыс. га плодородный слой почвы уничтожен полностью.
В целом, по стране прокурорами установлено порядка 1,2 млн. га земель (сельскохозяйственных, промышленных, территорий населенных пунктов), качество которых нарушено в результате небрежного отношения владельцев и отсутствия надлежащего государственного контроля.
По результатам проверки приняты меры реагирования, направленные на устранение нарушений.
Понятие права землепользования по законодательству Республики Казахстан
В Земельном кодексе Республики Казахстан установлено, что вся земля, кроме земельных участков, находящихся в частной собственности, является государственной соб¬ственностью.
Государство в лице уполномоченных на то исполнительных органов предос-тавляет из своей собственности земельные участки различным хозяйствующим субъектам на праве частной собственности или на праве землепользования.
Теперь рассмотрим особенности правового регулирования пра¬ва землепользования, которое по законодательству трактуется как право лица владеть и пользоваться земельным участком, находящимся в государственной собственности, бессрочно (постоянное землепользование) или в течение опре-деленного срока (временное землепользование). Из этой формулировки выте-кает основное различие права частной собственности от права землепользова-ния: частный собственник владеет, пользуется и распоряжается своим земель-ным участком, а землепользователь только владеет и пользуется предостав-ленным ему земельным участком, без права распоряжения. Эта функция оста-ется за государством - собственником земли.
Было бы большой ошибкой отождествлять бывшее советское право земле-пользования с современным понятием этого права в нашем законодательстве. Раньше право землепользования не являлось вещным правом. Теперь же наше государство законодательно включило право землепользования в рыночный оборот посредством предоставления права землепользователю распоряжаться правом землепользования. Это явилось настоящим прорывом в качестве поли-тического и экономического сближения права частной собственности и права землепользования.
Особенности содержания и правового регулирования права землепользования.
Право землепользования - сложный и многообразный институт, охватыва¬ющий весь комплекс земельных отношений, связанных с использованием зем¬ли в соответствии с ее хозяйственным назначением. Рассмотрим этот институт в последовательности, удобной для изучения и понимания курса земельного права как учебной дисциплины.
Прежде всего определимся с субъектами и объектами права землепользования.
Землепользователи подразделяются на:
- государственных и негосударственных;
- национальных, иностранных, а также лиц без гражданства (национальные землепользователи - граждане Республики Казахстан и казахстанские юриди-ческие лица, в том числе предприятия с иностранным участием; иностранные землепользователи - иностранные граждане, иностранные юридические лица, иностранные государства, международные объединения и организации);
- физических и юридических лиц;
- постоянных и временных (постоянные землепользователи - лица, право землепользования которых носит бессрочный характер; временные землеполь-зователи- лица, право землепользования которых ограничено определенным сроком);
- первичных и вторичных (первичные землепользователи-лица, право зем-лепользования которых получено непосредственно от государства, либо от других первичных землепользователей в порядке отчуждения этого права; вторич¬ные землепользователи - лица, получившие право временного землепользо¬вания на основе договора о вторичном землепользовании от первичного земле¬пользователя, сохраняющего за собой этот статус).
Объектами права землепользования являются земельные участки, предос-тавленные в установленном законодательством порядке отдельным землеполь-зователям. Земельный участок как объект права имеет определенные размеры, точное место нахождения и ограничен внешними границами. По своему право-вому режиму земельные участки как объекты права землепользования отлича-ются друг от друга в зависимости от их хозяйственного назначения, целевого использования, субъектов землепользования, видов права землепользования (постоянное или временное, отчуждаемое или неотчуждаемое, приобретаемое возмездно или безвозмездно). Кроме того, своеобразным объектом права зем-лепользования является земельная доля в общем землепользовании.
Теоретические и практические аспекты имеют проблемы: формирования земельного участка как объекта вещных прав; изменения его целевого назначения и категориальной принадлежности; выработки критериев делимости и неделимости земельного участка; соотношения прав на земельный участок и расположенную на нем недвижимость; соответствия правового режима земельного участка его целевому назначению, правовой форме обладания им; отражения в правовом режиме земельного участка особенностей видов производственно-хозяйственной и иной деятельности, организационно-правовых форм ведения хозяйства и многие другие. По некоторым из них проведены отдельные исследования (А.В Кузнецов, Г.А Волков и др.).
С понятием «земельный участок» напрямую связаны количественно-качественные и функционально-целевые характеристики земельного участка как объекта прав, пространственные (горизонтальные и вертикальные) пределы действия прав на земельный участок. Поэтому определение юридического содержания понятия земельного участка рассматривалось исходной позицией, необходимой предпосылкой решения ряда теоретических и правовых вопросов земельной сферы. Англосаксонская и континентальная системы права при определении объема прав и пределов их действия в отношении земельного участка применяют принципиально разные подходы: в первой из них право на недра неразрывно связано с правами на землю и является их неотъемлемой частью, во второй - эти права отделены друг от друга. Конструкция земельного участка в казахстанском законодательстве основана на втором подходе. Недра юридически отделены от земли, представлены в качестве самостоятельного объекта правового регулирования. В рамках указанного подхода, ст. 42 ЗК границы действия прав на земельный участок ограничивает поверхностным почвенным слоем. В работе приводятся основания невозможности использования поверхностного почвенного слоя в качестве критерия: а) разграничения границ земельного участка от участка недр; б) разделения сфер землепользования и недропользования; в) определения пространственных пределов действия прав на земельный участок. Земельный участок и права на него существуют и должны проявлять себя независимо от наличия либо отсутствия почвенного слоя. Обосновывается определение правового режима земельного участка в зависимости от особенностей его функционально-целевого назначения, вида осуществляемой на нем деятельности.
Соотношение прав на земельный участок и расположенной на нем недвижимости основано на принципах: неотделимости указанных прав друг от друга; зависимости юридической судьбы земельного участка от судьбы, расположенного на нем объекта недвижимости. Важным представляется вопрос: право на что должно (либо может) быть определяющим. На практике эти объекты зачастую выступают не как простая совокупность имуществ, а представляют собой единый производственно-хозяйственный, функционально -технологический комплекс, где сложно определить главную вещь и принадлежность. В литературе поднимаются различные аспекты данной проблемы (И.А. Иконицкая, К.М. Ильясова, Ж. X. Косанов). Автор придерживается дифференцированного подхода к определению правого режима соотношения прав на земельный участок и связанные с ним объекты недвижимости.