100 конкретных шагов: всем миром против коррупции

Коррупция - это непредусмотренное законом принятие лично или через посредников имущественных благ и преимуществ лицами, выполняющими  государственные функции, а также лицами, приравненными к ним, а равно подкуп данных лиц путем противоправного предоставления благ и преимуществ.

Правовую основу противодействия коррупции составляют Конституция РК, УК РК, Кодекс РК об административных правонарушениях от 15 июля 2015 г., Закон о борьбе с коррупцией 1998 г. и Указ Президента РК от 26 декабря 2014 г. «Об антикоррупционной стратегии РК на 2015-2025 гг.». Таким образом предусмотрены 3 вида ответственности за коррупционные правонарушения. Это: уголовная, административная и  дисциплинарная.

Первый вид ответственности предусмотрен Уголовным Кодексом РК, где ст. 2, п. 29 содержатся разъяснения по УК РК, отнесенные к коррупционым преступлениям. Всего – 21 состав. Второй вид ответственности – административная, предусмотрена административным Кодексом РК. В главе 24 указаны «Административные коррупционные правонарушения». Третий вид ответственности – совершение коррупционного правонарушения, наказуемого в дисциплинарном порядке.

Сегодня разрабатываются новые законодательные акты, предусматривающие упреждающие механизмы. Так, Президентом страны утверждена Антикоррупционная стратегия РК на 2015-2025 гг. Данная стратегия отражается в Плане нации – 100 шагах по реализации пяти институциональных реформ нашего Главы государства Нурсултана Назарбаева. Отдельным пунктом в Плане нации является усиление борьбы с коррупцией, разработка нового законодательства.

На этой основе всеобщим декларированием доходов и расходов будут охвачены в скором времени все государственные служающие. Это позволит проводить мониторинг динамики их имущественного положения. С 1 января 2017 года – для госслужащих, с последующим поэтапным переходом для всех граждан. 

Нельзя не отметить в программе Президента принятие нового закона о государственной службе, распространяющегося на служащих всех государственных органов, в том числе и правоохранительных. Проведение комплексной аттестации действующих государственных служащих после принятия нового закона о госслужбе, усиление квалифицированных требований и внедрения новой системы оплаты труда. Органы юстиции, основываясь на этих важнейших документах, проводят повсеместную  работу с населением. Все обращения лиц рассматриваются согласно Закона РК «О порядке рассмотрения обращений физических и юридических лиц» и других законодательных актов, регулирующих работу органов юстиции.

Управлением юстиции на постоянной основе проводятся праворазъяснительные работы среди населения в виде работы специалистов «Юстиция консультирует», круглых столов и лекций, приемов граждан.

В целях реализации поручений Главы государства, отраженных в Плане нации "100 конкретных шагов", в части усиления борьбы с коррупцией, в том числе с разработкой нового законодательства, Парламентом страны был принят Закон "О противодействии коррупции".

Недопущение коррупции считается безусловным приоритетом для успешного развития государства в современных конкурентных условиях. Это обус¬ловлено тем, что любые проявления коррупции наносят колоссальный урон интересам общества и становятся фактором, сдерживающим экономический рост любой страны.

Казахстан в вопросах противодействия коррупции целенаправленно ориентируется на международный опыт, сочетая при этом различные меры и модели. Агентство по делам государственной службы и противодействию коррупции, созданное в августе 2014 года, по сути, является системообразующим и уникальным органом, сочетающим в себе такие направления работы, как менеджмент в сфере государственной службы, оценка и контроль качества оказания госуслуг, предупреждение и профилактика коррупции и правоохранительная деятельность.

Ранее система противодействия коррупции главным образом была направлена на борьбу с ее последствиями и выражалась в наказании виновных лиц. Сейчас в антикоррупционную политику страны вносятся существенные коррективы. Так, акцент в противодействии коррупции смещен на ее превенцию, объединение усилий государства и общества в минимизации коррупции.

Комплекс мероприятий в этом направлении предусмотрен принятой в декабре 2014 года Антикоррупционной стратегией РК на 2015–2025 годы. Основные направления стратегии: противодействие коррупции в сфере госслужбы, в квазигосударственном и частном секторах, в судах и правоохранительных органах, внедрение института общественного контроля, повышение уровня антикоррупционной культуры и развитие международного сотрудничества. При ее разработке изучен опыт стран, добившихся наиболее впечатляющих успехов в данной сфере.

В апреле 2015 года утвержден План Правительства по реализации данной стратегии, определивший меры по противодействию коррупции и теневой экономике на ближайшие три года.

В целях реализации Плана нации "100 конкретных шагов" такие приоритеты, как формирование профессио¬нального госаппарата и минимизация коррупции, определены Главой государства как одни из основных.

Принципиально важен факт, что комплексный подход в вопросах противодействия коррупции обеспечен благодаря одновременному принятию ряда таких законодательных актов, как "О государственной службе", "О противодействии коррупции", "Об общественных советах", "О доступе к информации", "О всеобщем декларировании", "О государственных закупках", "О государственном аудите и финансовом контроле", "Об информатизации", а также Предпринимательского и Этического кодексов.

Новый этап реформирования государственной службы предполагает переход к карьерной модели и комплексное изменение процессов отбора и продвижения кадров в госаппарате. При этом новые механизмы ориентированы на усиление принципов меритократии и подотчетности, формирование управленческого аппарата, свободного от коррупции.

Важным требованием при отборе на госслужбу и карьерном продвижении, помимо образования и стажа работы, станет наличие компетенций, необходимых для эффективного исполнения служащим функциональных обязанностей на занимаемой должности. Такой подход в Казахстане будет использован впервые.

Значительные изменения предполагаются и в системе оплаты труда госслужащих. Так, достижение стратегических целей госорганов будет обеспечиваться за счет достойного уровня оплаты труда за достигнутые результаты работы. Указанное отражено в принятом Парламентом Законе "О государственной службе".

Ожидается, что принимаемые меры приведут к профессионализации кадрового состава государственного аппарата и "взращиванию" карьерных служащих, а также будут мотивировать их к развитию своих компетенций и здоровой конкуренции между собой.

Особое место в реализации принимаемых мер по защите меритократии и недопущению коррупции занимает разработка Этического кодекса, нацеленного исключительно на строгое соблюдение требований к поведению госслужащих.

В отличие от существующей редакции Кодекса чести новый Этический кодекс определяет четкие стандарты в деятельности госслужащих, включая антикоррупционные ограничения, конкретизирует и систематизирует поведение управленцев в конкретных обстоятельствах. В кодексе предполагается установить систему контроля соблюдения этических норм путем внедрения института уполномоченного по этике и возложения на руководителей гос¬органов персональной дисциплинарной или административной ответственности за необеспечение антикоррупционного климата.

Внесены поправки по вопросам конфликта интересов. Конкретизирован перечень ситуаций, при которых возможно его наступление.

Большое внимание в рамках реформы уделяется и вопросам недопущения коррупции. Проводится системная работа по повышению качества госуслуг.

Так, Законом "О государственных услугах" обеспечивается ориентация деятельности госорганов на население и бизнес как потребителя услуг государства, а также закрепляется обязательность стандартов и регламентов их оказания.

В настоящее время на системной основе ведется активная работа по переводу в электронный формат услуг, оказываемых государством. (В 2015 году по результатам мирового рейтинга развития электронного правительства Казахстан занял 28-е место). Кроме того, проводятся оценка и контроль качества оказания госуслуг, ведутся замеры уровня удовлетворенности населения и бизнеса.

На это же и нацелена новая форма работы агентства – анализ деятельности госорганов на наличие коррупционных рисков с внесением соответствующих рекомендаций по их устранению. Агентство рассматривает этот формат работы как один из действенных механизмов повышения эффективности деятельности госаппарата.

В настоящее время в рамках взаимодействия агентства и Центра ОБСЕ в Астане совместно разрабатывается методическое пособие по анализу и выявлению коррупционных рисков на основе лучших практик стран ОБСЕ.

На четкое регулирование взаимоотношений государства и субъектов предпринимательства, защиту их прав и законных интересов направлен новый Предпринимательский кодекс. Им также определены подходы к действиям частных компаний в сфере противодействия коррупции.

Снижение уровня коррупционных рисков за счет автоматизации деятельности госорганов обеспечивается новыми нормами Закона "Об информатизации", а повышение эффективности использования бюджетных средств и управления государственными активами – Законом "О госаудите и финансовом контроле".

Необходимо также обозначить принятые в октябре 2015 года законы "Об общественных советах", "О доступе к информации", которые направлены на улучшение эффективности деятельности госорганов, создание реальных инструментов обеспечения подотчетности государства перед обществом.

***

Кроме того, комплексные меры по недопущению коррупции в госаппарате предусмотрены в рамках действующих с начала текущего года четырех новых кодексов: уголовного, уголовно-процессуального, уголовно-исполнительного и об административных правонарушениях. Из числа нововведений нужно отметить внедрение альтернативной меры наказания по всем видам взяточничества – штрафов в размере, кратном сумме полученной взятки, что соответствует международным стандартам. В то же время, придавая большое значение принципу неотвратимости наказания, в Казахстане за совершение коррупционных правонарушений к ответственности привлекаются должностные лица, невзирая на ранги и должности. Их совершение также влечет пожизненное лишение права работать на государственной службе или заниматься определенной деятельностью.

В целом на сегодня в Казахстане четко проработаны законодательные меры, направленные на профилактику и пресечение коррупции.

К числу указанных мер также можно отнести положения законопроекта по вопросам совершенствования деятельности правоохранительных органов, предусматривающие повышение качества кадрового менеджмента и исключение условий для коррупции в органах правопорядка.

Аналогично внедряемым на госслужбе антикоррупционным механизмам вводится система мотивации сотрудников к службе в правоохранительных органах – дифференциация оплаты труда в зависимости от достигнутых результатов.

В рамках реализации реформ в сфере верховенства закона в Казахстане планируется переход от пятиступенчатой к трехуровневой системе правосудия, ужесточение требований к кандидатам в судьи и увеличение возрастного ценза для кандидатов. Внедряемыми антикоррупционными инструментами в этой сфере можно считать обязательность аудиовидеофиксации всех судебных процессов и поэтапную передачу следственному судье полномочий по санкционированию всех следственных действий.

В качестве главных позитивных последствий принятия новой редакции Уголовно-исполнительного кодекса является совершенствование системы исполнения уголовных наказаний, в том числе путем исключения норм, создающих условия для коррупционных проявлений при предоставлении осужденным свиданий, изменении им условий содержания и вида исправительного учреждения, а также поэтапного перехода от отрядного к камерному порядку содержания осужденных (в 1997 году Казахстан занимал третье место в мире по количеству тюремного населения, в 2015 году наша страна заняла 47-е место).

В проработке отдельных норм принятого вчера Парламентом Закона "О противодействии коррупции" участвовали эксперты Гонконга, Сингапура, США, Республики Кореи, Великобритании и Италии.

С учетом международных стандартов законом разграничены уровни нарушений норм и правил служебной этики от конкретной коррупции. Под коррупционными правонарушениями будет пониматься деяние (действие или бездействие), имеющее признаки коррупции, за которое установлена только уголовная или административная ответственность.

Важно отметить вводимое законом новое определение коррупции, которое предусматривает получение или извлечение лично или через посредников имущественных (неимущественных) благ и преимуществ, в том числе в отношении третьих лиц. Соответствующие поправки будут внесены в Уголовный кодекс.

Теперь к лицам, уполномоченным на выполнение государственных функций, также отнесены работники квазигосударственного сектора. При этом квазигосударственные организации, в том числе и в добывающей отрасли, определяются как субъекты противодействия коррупции.

Для обеспечения оценки потенциальной коррупции в государственном и частном секторе на законодательном уровне впервые вводится понятие анализ коррупционных рисков. Он будет осуществляться в отношении госорганов, организаций и субъектов квазигосударственного сектора.

Подобные анализы уже проводятся на центральном и региональном уровнях, а закрепление полномочий агентства по данному направлению в законе значительно повысит их эффективность.

Вводится понятие внутренний анализ коррупционных рисков, проводимый всеми субъектами противодействия коррупции.

Кроме того, частные компании, которые согласно новому законодательству будут являться субъектами противодействия коррупции, смогут также реализовывать вышеназванные антикоррупционные меры.

Новым законом также предусматривается обеспечение широкого вовлечения гражданского общества в реализацию новой антикоррупционной политики. В связи с этим вводится понятие антикоррупционный мониторинг, который позволит на системной основе проводить анализ эффективности антикоррупционной политики, состояния правоприменительной практики в этой сфере.

Кроме нормативных правовых актов и официальных сайтов госорганов, мониторингу будут подлежать сведения неправительственных организаций, публикации в СМИ, данные соцопросов.

Результаты анализов, научных и социологических исследований послужат основой для подготовки ежегодных национальных докладов по противодействию коррупции на имя Главы государства. Доклад будет содержать рекомендации по устранению причин и условий, способствующих коррупции в различных сферах жизнедеятельности, а также анализ состояния и тенденции по пресечению фактов коррупции.

Надо особо отметить, что впервые вводится такое понятие, как формирование антикоррупционной культуры, под которым понимается деятельность, осуществляемая субъектами противодействия коррупции, по сохранению и укреплению в обществе системы ценностей, отражающих нетерпимость к коррупции. В 2015 году разработано открытое соглашение по взаимодействию против коррупции, к которому имеют право присоединиться различные организации, объединения, учебные заведения, граждане.

Также подписано соглашение между агентством и Национальной палатой предпринимателей, благодаря которому формируется антикоррупционная мотивация в сфере предпринимательства.

Кроме того, предусмотрена обязательность публикования сведений из налоговых деклараций госслужащих. Принят специальный законопроект, который с 2017 года обяжет госслужащих к всеобщему декларированию (два вида деклараций: о доходах и имуществе, об обязательствах и активах). Он разработан с целью обеспечения прозрачности в сфере налогообложения на основе информации о реальных доходах и имуществе как один из механизмов противодействия коррупции. Это позволит выявлять расхождения между доходами и расходами физических лиц, в том числе госслужащих.

Среди других мер противодействия коррупции, предусмотренных новым законом, можно отметить принятие антикоррупционных стандартов в системе госуправления.

В целом комплексный подход по превенции коррупции в Казахстане включает такие компоненты, как кадровая политика, этичность и повышение мотивации служащих, а также формирование антикоррупционной культуры в обществе и совершенствование бизнес-процессов при взаимодействии с населением. Реализуются меры, направленные на снижение коррупционных проявлений в сферах взаимодействия госаппарата, населения и бизнеса.

С этой целью разрабатываются и утверждаются новые стандарты и регламен¬ты госуслуг, определяющие нормы поведения госслужащих при их оказании.

Все новые законодательные акты, подготовленные с учетом передовых мировых тенденций, способствуют началу нового этапа противодействия коррупции.

Одним из приоритетов деятельности агентства является укрепление международного сотрудничества по вопросам противодействия коррупции. На этом основании Казахстан как полноправный участник Конвенции ООН против коррупции, Стамбульского плана действий по борьбе с коррупцией ОЭСР и как член ОБСЕ осуществляет, в том числе, работу по вступлению в группу государств по борьбе с коррупцией ГРЕКО, а также подписанию европейских конвенций об уголовной и гражданско-правовой ответственности за коррупцию.

Такой уровень взаимодействия способствует прямому диалогу органов гос¬управления Казахстана и гражданского общества благодаря силе верховенства закона и укреплению демократических институтов.

К.Кожамжаров: Реформы Президента РК - уникальный модернизационный проект

После провозглашения нового политического курса в Стратегии «Казахстан-2050» Нурсултан Назарбаев предложил обществу целый комплекс реформ, направленных на кардинальное изменение облика страны и превращение ее в одного из лидеров современных модернизационных процессов. Несомненно, огромный резонанс вызвали инициативы Президента, нашедшие отражение в Плане нации «100 конкретных шагов». На первое место в этом документе поставлена задача формирования профессионального государственного аппарата. В связи с этим газета«Казахстанская правда»  обратилась к председателю Агентства по делам государственной службы и противодействию коррупции Кайрату Кожамжарову с просьбой ответить на вопросы, интересующие читателей.

- Кайрат Пернешович, какова, на Ваш взгляд, особенность реформ, начатых в Казахстане Нурсултаном Назарбаевым после провозглашения им нового политического курса?

- В своем Послании от 17 января 2014 года, представляя план вхождения Казахстана в число 30 развитых стран мира, Президент особо подчеркнул, что базовыми ориентирами на нашем пути к этой цели должны стать индикаторы Организации экономического сотрудничества и развития, членами которой являются эти государства. В связи с этим он поставил задачу - внедрить в Казахстане ряд принципов и стандартов ОЭСР, для чего должны быть созданы соответствующие институциональные условия. Эта задача будет решаться в рамках реализации президентского Плана нации «100 конкретных шагов». В целом же нынешние реформы Нурсултана Назарбаева представляют собой уникальный модернизационный проект, претворение которого в жизнь будет свидетельствовать о появлении на мировой арене новой конкурентоспособной нации.

- В Стратегии «Казахстан-2050» поставлена задача формирования профессионального государственного аппарата, отвечающего принципам нового политического курса Президента. Для этого предусмотрено качественное улучшение кадрового состава государственной службы путем введения усовершенствованных методик отбора и профессиональной подготовки, внедрения принципа меритократии, усиления противодействия коррупции. Все эти меры нашли отражение в Плане нации в развернутом и конкретизированном виде. Почему они оказались на первом месте, а не вопросы, скажем, экономического роста?

- Да, но не надо забывать, что 50 из 100 шагов президентского Плана нации - это меры, направленные на обеспечение экономического роста. Вместе с тем осуществление реформ, нацеленных на столь глубокие и масштабные преобразования, внедрение ценностей, призванных изменить наше мировосприятие, предполагают формирование нового типа государственного управления и создание государственного аппарата, ориентированного на честное и эффективное служение народу. В мировой истории было немало случаев, когда модернизационные реформы такого уровня оказывались половинчатыми либо терпели неудачу из-за консерватизма, низкого профессионализма и коррумпированности государственного аппарата. Именно поэтому Глава государства придает столь большое значение этой институциональной реформе. На днях им одобрены основные подходы к решению данной задачи, выработанные Национальной комиссией по модернизации, возглавляемой Премьер-Министром Каримом Масимовым.

- Расскажите подробнее о результатах этой работы. Какие цели были приоритетными при обсуждении предложений по первому блоку институциональных реформ Президента?

- Две основные цели определяют содержание подходов к формированию профессионального государственного аппарата.

Во-первых, мы должны добиться неукоснительного следования принципу меритократии, позволяющему привлекать к управлению государством наиболее способных специалистов, приверженных ценностям честного и добросовестного служения народу. Для этого будет использован новый механизм отбора кадров. Особая роль при этом отводится Агентству по делам государственной службы и противодействию коррупции. Мы будем определять уровень знаний, навыков и умений кандидатов, оценивать их приверженность ценностям государственной службы. Прошедшие сито беспристрастного и прозрачного отбора будут направляться в соответствующий государственный орган, принимающий решение о назначении кандидата на должность. Причем впервые поступающие на государственную службу будут начинать ее с низовых должностей. Для них устанавливается обязательный испытательный срок. Дальнейшее продвижение по служебной лестнице предполагается осуществлять только на конкурсной основе. Сначала в конкурсе принимают участие служащие того госоргана, где образовалась вакансия. В случае отсутствия подходящего кандидата, в нем смогут участвовать все желающие, включая представителей частного, квазигосударственного и гражданского секторов. Никаких переводов, все через конкурс. Это правило не будет распространяться только на пресс-секретарей и помощников политических государственных служащих. Все это позволит нам начать переход на карьерную модель государственной службы, когда человек будет подниматься по служебной лестнице, регулярно подтверждая свою профессиональную состоятельность и высокий личностный потенциал.

- Кайрат Пернешович, извините, что прерываю ваш рассказ, но уже возникают как минимум два вопроса. Какой будет судьба ротации кадров? Ведь она играет важную роль в управлении карьерным ростом. Кроме того, насколько объективными будут решения конкурсных комиссий?

- Институт ротации будет не только сохранен, но и распространен на руководящие должности корпуса «Б», что позволит усилить его роль в профессионализации государственного аппарата. Эта обычная практика успешных компаний, которая позволяет специалистам становиться эффективными менеджерами, поработав на различных должностях по горизонтали. При этом особое внимание будет уделяться недопущению скрытых командных перемещений. Предусмотрено обязательное предоставление служебного жилья назначенным на должности в порядке ротации. Что касается объективности решений конкурсных комиссий, то она будет обеспечиваться прежде всего за счет максимальной открытости, совершенствования и упрощения конкурсных процедур. Все это будет регулироваться нормами нового законодательства. Кроме того, у нас есть хороший инструмент мониторинга кадровых назначений в виде информационной системы «Е-қызмет», используя которую мы можем своевременно предотвращать и пресекать нарушения принципа меритократии в любом государственном органе.

- Давайте вернемся к предыдущему вопросу.

- Вторая цель, которая заложена в Плане нации, это значительное повышение уровня мотивации в государственной службе. Собственно, создание условий для карьерного и профессионального роста является одним из основных звеньев механизма достижения этой цели. Законодательное закрепление таких гарантий и защита интересов государственных служащих, формирование эффективной системы непрерывного обучения и благоприятной рабочей среды, поощрение лидерства и другие меры лягут в основу стратегии усиления мотивации всех, кто сделал выбор в пользу служения народу.

Кроме того, в русле исполнения поручений Президента на уровне Национальной комиссии основательно проработаны вопросы материального стимулирования государственных служащих.

Их заработная плата будет состоять из двух составляющих. Первая - это гарантированная часть. Она устанавливается с помощью факторно-балльной шкалы, учитывающей не только иерархию должностей, но и реальную нагрузку на работника и его роль в достижении стратегических целей и задач госоргана. Этот метод успешно используется в таких странах, как США, Великобритания, Канада, Япония, Сингапур, Малайзия. Вторая составляющая заработной платы - это ее переменная часть в виде бонусов. Они будут выплачиваться исходя из оценки выполнения годовых индивидуальных планов. Если достигнуты очень высокие и высокие результаты, государственным служащим будут выплачены соответствующие бонусы. В случае получения удовлетворительной оценки будут составляться индивидуальные планы развития компетенций. Тех, кто получил оценку «неудовлетворительно», ждет понижение в должности либо увольнение. Будут введены региональные корректирующие коэффициенты к должностным окладам.

Все эти меры направлены на обеспечение справедливого и достойного уровня оплаты труда государственных служащих, на усиление их конкурентоспособности. Принципиально важно, что мы впервые отказываемся от уравнительного подхода, являющегося одной из основных причин ослабления потенциала государственной службы. Использование новых методов оплаты труда начнется уже со следующего года.

- Надо полагать, все это скажется на снижении уровня коррупции в сфере государственной службы?

- Совершенно верно, поскольку низкий уровень мотивации чиновника является одной из главных причин совершения коррупционных правонарушений. Не случайно успешные компании, сумевшие создать эффективную систему мотивации персонала, являются относительно чистыми в отношении коррупции. Любые ее проявления воспринимаются как покушение на корпоративные и профессиональные ценности, жестко пресекаются и осуждаются.

Но надо понимать, что меры по повышению мотивации в государственной службе приведут к искоренению коррупции в этой сфере только в том случае, если они принимаются на фоне усиления борьбы с этим явлением и сопровождаются повышением этических требований к чиновникам. Поэтому в Плане нации предусмотрены соответствующие шаги, и Национальная комиссия уделила обсуждению этих вопросов особое внимание. Новый Этический кодекс государственной службы определит стандарты поведения должностных лиц не только на работе, но и в быту. Вводится институт уполномоченных по этике, осуществляющих контроль за соблюдением требований кодекса. Законодательно будет установлена дисциплинарная и административная ответственность должностных лиц и руководителей государственных органов за нарушение этических норм.

Что касается усиления борьбы с коррупцией. В соответствии с политикой Главы нашего государства агентство принимает последовательные меры по обеспечению принципа неотвратимости наказания за коррупционные правонарушения, невзирая на должности и статус тех, кто их совершил. Вместе с тем большое внимание уделяется усилению работы по предупреждению и профилактике коррупции. Президентом поддержано предложение Национальной комиссии о создании в составе агентства соответствующего профильного департамента. Напомню, что принцип превенции коррупции является ключевым для новой Антикоррупционной стратегии Казахстана, принятой по инициативе Нурсултана Назарбаева.

Выявление и устранение причин и условий коррупции - один из основных приоритетов нашей работы.

- Одним из видов государственной службы является правоохранительная служба, прохождение которой регулируется соответствующим законом. Между тем Планом нации предусмотрено принятие нового закона о государственной службе, распространяющегося на служащих всех государственных органов, в том числе и правоохранительных. Значит ли это, что Закон «О правоохранительной службе» утратит свою силу?

- Нет. В него будут внесены изменения и дополнения, предусматривающие внедрение меритократии, продвижение по службе на основе компетентностного подхода, новую систему оценки эффективности сотрудников и оплату труда по результатам работы.

Основные принципы и механизмы нового Закона «О государственной службе» будут распространены на все правоохранительные органы. Он будет состоять из двух частей. В общей части найдут отражение нормы, регламентирующие основные требования к поступлению на административную и правоохранительную службу, определяющие открытость и объективность конкурсных процедур, а также общие механизмы обеспечения принципа меритократии. В особенную часть закона будут включены нормы, отражающие специфику прохождения административной и правоохранительной службы.

- После принятия нового закона о госслужбе и внедрения новой системы оплаты труда предполагается проведение комплексной аттестации действующих государственных служащих. Для чего она проводится?

- Комплексная аттестация обусловлена необходимостью выявления соответствия уровня профессиональной компетентности и личностных качеств действующих сотрудников новым требованиям. Она должна помочь нам объективно оценить и рационально использовать кадровый потенциал государственного аппарата в условиях реформы.

Мы будем добиваться того, чтобы ее процедуры носили максимально открытый характер, а решения аттестационных комиссий были объективными и обоснованными. Это хороший шанс для всех, кто уверен в своих силах и стремится к карьерному росту, поскольку одной из основных целей предстоящей аттестации является поиск наиболее способных специалистов, обладающих высоким личностным потенциалом. На основе ее результатов будут вноситься коррективы в планы индивидуальной работы, программы обучения и повышения квалификации.

Комплексная аттестация - это важный шаг к утверждению принципа справедливости в сфере государственной службы. Случайные люди уйдут, сделавшие осознанный выбор - получат поддержку.