Роль лидера нации Н.Назарбаева в обеспечении безопасности в Центральной Азии

На рубеже столетий мир столкнулся с новыми глобальными вызовами времени, требующими усиленного внимания к вопросам обеспечения безопасности. Наряду со старыми угрозами, обозначились и новые: нарастание международного терроризма, военные конфликты, продолжающееся распространение оружия массового поражения, экологические и гуманитарные катастрофы, незаконный оборот наркотиков и.т.п. Сюда же можно отнести возрастание роли и влияние исламского фундаментализма, проявление этноцентризма в политике и связанная с ней проблема обострения межнациональных отношений, неоднозначность национальных интересов и целей крупных геополитических группировок в Центрально-Азиатском регионе с точки зрения раздела сфер политического влияния.

На территориях региона активную деятельность ведут террористические и другие преступные группировки. Потенциальная угроза исходит от радикальных сепаратистских организаций, ставящих под сомнение самостоятельность и территориальную целостность государства.

Игнорирование данных негативных тенденций может привести к серьезным последствиям для внутриполитической ситуации в регионе. Существует угроза возникновения порочного круга, присущего ряду развивающихся стран, где бедность и нищета порождают условия для возникновения терроризма, а терроризм, в свою очередь угрожает политической стабильности.

Но борьбу за укрепление глобальной и региональной безопасности надо вести не разрозненно по отдельным аспектам, не спонтанно, а планомерно, с учетом всех объективных и субъективных факторов, соединяя национальные и международные силы и четкую стратегию.

Програмные положения в этом направлении были четко выработаны Президентом Республики Казахстан Н.А.Назарбаевым в своих фундаментальных трудах и повседневной практической деятельности.

Стремление Казахстана к укреплению региональной безопасности Н.А.Назарбаев непрерывно связывает с ядерным разоружением.

Особое значение оно имело для Центрально Азиатского региона, ибо «наличие ядерного статуса, -отмечает Н.А.Назарбаев, - является достаточным условием для нарастания конфликтного потенциала в Евразии, особенно в центральной ее части. Обладание ядерным оружием неизбежно провоцировало бы нас проводить урегулирование только и только с позиции силы. Особенно в переговорных процессах с непосредственно соприкасающимися с Казахстаном государствами. Тем самым, само по себе наличие атомного оружия и соответствующих средств доставки обостряли бы любой вопрос и любую проблему, с которой Казахстан сталкивался бы в процессе международной политики и взаимоотношений. Статус Центральной Азии как региона, насыщенного ядерным оружием (4-й ядерный потенциал), неизбежно бы значительно обострил политическую обстановку в этой части света, создал бы обстановку постоянной взрывной напряженности и отнюдь не способствовал процессам мирного урегулирования при возникновении тех или иных конфликтов».

После обретения Независимости РК унаследовала от СССР крупнейший ядерный арсенал. На территории нашей страны действовал Семипалатинский полигон.

В своей книге «Эпицентр мира» Нурсултан Назарбаев рассказывает о том, как нелегко было принять решение об отказе от ядерного оружия. [1] Еще 30 мая 1989 года c трибуны съезда народных депутатов СССР он заявил на весь мир о своей озабоченности продолжающимися ядерными испытаниями. Это выступление вызвало неприятие у тогдашних советских руководителей и осуждение на политбюро ЦК КПСС 9 июня 1989 году, но молодой лидер Казахстана не думал отступать. По его инициативе в ноябре того же года Верховный Совет Казахской ССР принял обращение к правительству и народным депутатам СССР о немедленном прекращении ядерных взрывов на Семипалатинском полигоне. Компартия Казахстана, после настойчивого требования Н.А.Назарбаева, 20 июня 1990 года XVII съезд поддержал это решение. И, наконец 29 августа 1991 года Президент подписал исторический Указ о закрытии Семипалатинского полигона, тем самым заложив основу безъядерной политики Казахстана.

Сразу же после обретения Казахстаном Независимости Н.А.Назарбаев развернул поистине титаническую работу внутри страны и с зарубежными деятелями ведущих мировых держав по проведению многочисленных консультаций, общественных дебатов и переговоров в самых различных форматах.

Решение Казахстана отказаться от советского ядерного наследия стало судьбоносным, ибо позволило нашей стране занять подобающее ей место в цивилизованном сообществе государств. Собственно, антиядерная позиция, по образному замечанию К.К.Токаева это своего рода визитная карточка Казахстана в международном сообществе.

Добровольный отказ Казахстана от ядерного оружия - уникальный случай в мировой практике. Об этом заявил генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун, посетивший так называемый «граунд зеро» -эпицентр ядерного взрыва на Семипалатинском полигоне во время своей поездки в Казахстан в апреле 2010 года. Он отметил, что история Семипалатинска - яркое доказательство необходимости ядерного разоружения. При этом призвал руководителей всех стран, в особенности ядерных держав, последовать примеру нашей республики.

Глубоко символичным является тот факт, что 64-сессия Генеральной Ассамблеи ООН поддержала инициативу Н.А.Назарбаева об объявлении 29 августа Международным днем действий против ядерных испытаний.

Начиная с 1997 года принято 5 резолюций Организации Объединенных Нации озаглавленных: «Международное сотрудничество и координация деятельности в целях реабилитации населения и экологии и экономического развития Семипалатинского региона в Казахстане». Единодушное принятие данных документов свидетельствует о признании международным сообществом необходимости скоординированного подхода к решению проблемы.

На 66-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН Казахстан выдвинул новое предложение по Семипалатинскому полигону. Примечательно, что если ранее вопрос рассматривался в контексте оказания гуманитарной помощи, то во время 66-й сессии его обсуждали уже в контексте устойчивого развития, что свидетельствует о выходе партнерства в данной сфере на принципиально новый качественный уровень.

Об этом же свидетельствует и обнародованное во время работы Сеульского саммита по ядерной безопасности «Совместное Заявление Президентов Республики Казахстан, Российской Федерации и Соединенных Штатов Америки относительно трехстороннего сотрудничества на бывшем Семипалатинском испытательном ядерном полигоне (СИП)» от 27 марта 2012г. в котором указывается, что «в результате применения современных физических и технических средств уровень безопасности на бывшем полигоне возрос. Данная работа близка к завершению».

23 мая 1992 года в Лиссабоне представители Казахстана, России, Беларуси, Украины и США поставили подписи под пятисторонним Протоколом, уточнившим сферу их ответственности за реализацию положений Договора о сокращений и ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ) применительно к тем стратегическим ядерным силам, которые размещены на территории четырех государств. В Лиссабонском Протоколе также содержались обязательства Беларуси, Украины и Казахстана присоединиться к Договору о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) в качестве стран, не обладающих ядерным оружием.

5 декабря 1994 года во время Будапештского саммита ОБСЕ Россия, США, Великобритания подписали Меморандум о предоставлении гарантий безопасности Казахстану, Беларуси и Украине в связи с их присоединением к ДНЯО в качестве безъядерных государств. Позднее подобного рода гарантии Казахстану были предоставлены Китаем и Францией.

Наряду с отказом Казахстана от ядерного оружия большое значение имеет для судеб региона, выдвинутая в 1993 году Н.А.Назарбаевым инициатива о создании в Центральной Азии зоны свободной от ядерного оружия (ЗСЯО).

Однако в силу ряда причин, в течение нескольких лет идея создания безъядерной зоны не получала практического развития. Необходимый импульс был дан во время саммита государств Центральной Азии в Алматы 28 февраля 1997г., когда была принята Алматинская декларация, которая отразила политическую волю государств-участников и призвала поддержать идею создания ЗСЯО в регионе.

В июле 1998г. на Бишкекской встрече международных экспертов, обсуждавших проект Договора в формате «пять плюс пять плюс ООН» (представители пяти центрально-азиатских республик, пяти ядерных держав и ООН), главами делегации было подписано итоговое коммюнике в поддержку инициативы. Этот документ, зафиксировал начало процесса консультаций между ядерными государствами и инициаторами ЗСЯО.

Вскоре после саммита была проведена международная конференция «Центральная Азия - зона, свободная от ядерного оружия», по итогам который было подписано Заявление министров иностранных дел, подтвердившее намерение стран ЦА внести реальный вклад в процесс ядерного разоружения. В нем также содержится призыв к международному сообществу о поддержке, сформулированы основные параметры безъядерной зоны, определены основные меры для ее достижения, а также просьба технического содействия со стороны ООН. В специальном послании к участникам Конференции инициативу о создании ЦА ЗСЯО приветствовал тогдашний Генеральный секретарь ООН К.Аннан.

В сентябре 2002 года в Самарканде и в октябре 2002г. в Нью-Йорке представители Казахстана, Узбекистана, Таджикистана и Киргизстана в основном согласовали базовые документы будущего договора о Центрально-Азиатской зоне свободной от ядерного оружия. Но работа над ними продолжалась еще несколько лет. Наконец, в марте 2009 года Договор о создании зоны, свободной от ядерного оружия, в Центральной Азии, подписанного пятью центрально-азиатскими государствами в Семее вступил в силу.

Он стал весомым вкладом в обеспечении международной и региональной безопасности и моделью для аналогичного взаимодействия в рамках других безъядерных зон в различных уголках мира.

Н.А.Назарбаев зарекомендовал себя в мире как один из самых постоянных активных и настойчивых политиков в области нераспространения ядерного оружия и его разоружения. В своих работах, статьях и выступлениях на различных форумах он не только постоянно выступает с ценными инициативами по данным проблемам но и обосновывает конкретные рубежи их выполнения. Они нашли свое отражение в таких фундаментальных трудах Президента РК , как «На пороге XXI века» (1996г.), «В потоке истории» (1999г.), «Стратегия трансформации общества и возраждения Евразийской цивилизации» (2000г.), «Эпицентр мира» (2001г.), «Критическое десятилетие» (2003г.), «Казахстанский путь» (2006г.), «Стратегия глобального обновления общества и партнерство цивилизации» (2009г.), «Судьбы и перспективы ОБСЕ» (2010г.), в статьях «Глобальный мир и ядерная безопасность» (Каз. Правда 3 апреля 2010г.), «ОБСЕ и глобальная безопасность» (Каз правда 12 января 2010г.), «Безопасность ядерной отрасли отстает от ее развития» (Изветия 13 октября 2011г.), в выступлениях Н.А.Назарбаева на сессиях Генеральной Ассамблеи ООН, на Астанинском форуме ОБСЕ, на съездах партии «Нур Отан», сессиях Ассамблеи народа Казахстана, I-IV съездах мировых и традиционных религий, в своих ежегодных Посланиях народу Казахстана, на Вашингтонском и Сеульском саммитах по ядерному разоружению и др.

Являясь последовательным сторонником внедрения более эффективных норм и инструментов обеспечения ядерной безопасности, Глава нашего государства Нурсултан Назарбаев выступил на Сеульском саммите с рядом новых инициатив, которые сформулированы с учетом последствий аварии на АЭС «Фукусима». Президент призвал к принятию юридически обязательных стандартов ядерной безопасности на основе накопленного международно-правового опыта в сфере освоения мирного атома. Наряду с полным и оперативным информированием о любых инцидентах на ядерных объектах, он предложил разработать четкие механизмы быстрого реагирования на чрезвычайные ситуации, еще раз призвал ядерные державы предоставить государствам, отказавшимся от обладания ядерным оружием, подтвержденные ООН гарантии безопасности.

По итогам саммита принят важный документ - коммюнике, в котором участники признают, что ядерный терроризм остается одной из наиболее серьезных угроз международной и региональной безопасности, устранение которой требует активных национальных мер и взаимодействия на международном уровне.

По инициативе Президента РК в Казахстане продолжается работа по созданию регионального учебного центра по ядерной безопасности, совместно с МАГАТЭ внедряется уникальная автоматизированная система учета, контроля и физической защиты природного урана.

Республика вступила в глобальное партнерство «Группы восьми» (G8) против распространения оружия массового уничтожения. В Сеуле Казахстан внес предложение продолжить встречи на высшем уровне по вопросам ядерной безопасности и после 2014 года, выдвинув Астану в качестве места проведения одного из будущих саммитов.

Суммируя сказанное, можно с уверенностью утверждать, что масштабное мышление Н.А.Назарбаева, его целеустремленность и несгибаемая воля в достижении поставленных целей является существенным вкладом в оздоровление международной ситуации, в целом, в Центрально-Азиатском регионе, в частности.

Другими угрозами безопасности в Центральной Азии являются терроризм, сепаратизм и экстремизм, незаконный оборот наркотиков и оружия, различные виды транснациональной преступной деятельности.

Непрекращающиеся боевые действия в Афганистане, вторжения террористических группировок в Кыргызстан и Узбекистан, сепаратистские проявления в Синьцзян-Уйгурском автономном районе КНР накладывает свой отпечаток на политическую и социальную обстановку во всех государствах Центральной Азии. «Глобальное противостояние за последние десять лет ушло, - поясняет Президент Н.А.Назарбаев, - но возник мир локальных войн. Самое страшное состоит в том, что Центральная Азия относится к числу пяти-шести самых взрывоопасных районов мира и в случае бедствия спокойное будущее нашим народам никто не может гарантировать».

В Послании Президента РК народу Казахстана 2000года Н.А.Назарбаев отметил, что «Особая региональная проблема - это Афганистан. Эта страна стала не только территорией концентрации экстремистов, но и источником наркотиков и наркобизнеса. Центральная Азия становится постепенно не только зоной наркотранзита, но и зоной активного массового потребления самых тяжелых наркотиков. Афганский наркобизнес наносит страшный удар генофонду центральноазиатских народов».

Эти слова были произнесены 12 лет назад но положение с распространением наркотиков остается не менее тревожным.

Глава нашего государства и в своей практической деятельности уделяет много внимания проблеме борьбы с международным терроризмом и экстремизмом. Н.А.Назарбаев не раз указывал, что борьба с терроризмом должна носить характер последовательных и постоянных совместных действий международного сообщества и правительств на основе норм международного права и национального законодательства. По инициативе Президента в республике приняты Закон «О борьбе с терроризмом» (июль 1999 года), специальный Указ Президента РК «О мерах по предупреждению и пресечению проявлений терроризма и экстремизма» (10 февраля 2000 года), утверждена Государственная программа борьбы с терроризмом и экстремизмом в Казахстане на среднесрочный период (ноябрь 2000 года). Все это позволило заложить правовые и организационные основы борьбы с терроризмом и экстремизмом при четком разграничении компетенций государственных органов и их тесном взаимодействии.

В 2003 году вышел в свет фундаментальный труд Н.А.Назарбаева «Критическое десятилетие». Пятая часть его посвящена формированию и дальнейшему совершенствованию коллективной безопасности в Центральной Азии. Свежие мысли и предложения по формированию военно-политической структуры в соответствии с геоэкономическими факторами региона еще раз подтвердили, что и эта проблема постоянно находится в центре внимания Главы нашего государства. Н.А.Назарбаев подчеркивает неразрывную связь между терроризмом и экстремизмом. Организации «Хизб-ут-Тахрир», Исламская партия Восточного Туркестана, Исламское движение Узбекистана и другие продолжают пропагандировать идеи насильственного свержения существующего строя и создания исламского халифата. У членов этих организаций изымается не только пропагандистская литература, но и оружие, боеприпасы. Как пишет Н.А.Назарбаев: «Что касается кадрового состава экстремистских групп, значительному пополнению их рядов способствовала многолетняя гражданская война в Афганистане. В самых разных странах создавались экстремистские организации, которые оказывали финансовую, техническую и кадровую помощь афганским моджахедам».

Следует отметить, что с началом гражданской войны в Таджикистане в 1992г. Казахстан, Узбекистан и Кыргызстан совместно с Россией активно участвовали в разрешении конфликта и обеспечивали безопасность бывшей советско-афганской границы. Нахождение казахстанских военнослужащих в составе коалиционных миротворческих сил и сотрудничество по охране таджикско-афганской границы рассматривались как необходимая мера по обеспечению безопасности региона, сдерживанию распространения религиозного экстремизма в Центарльной Азии.

Казахстан в июле 1993г. направил в Таджикистан Отдельный сводный стрелковый батальон (ОССБ), включающий в себя подразделения пограничных, внутренних и десантных войск. Он находился там на протяжении 7 лет. По данным Пограничной службы Комитета национальной безопасности РК, за все время присутствия ОССБ на территории Республики Таджикистан его бойцами были задержаны свыше 300 нарушителей границы, пресечено 30 попыток перехода границы, изъято более 100кг. наркотиков и около 40 единиц огнестрельного оружия.

Дальнейшие события, в том числе вторжение боевиков Исламского движения Узбекистана (ИДУ) в приграничные районы Кыргызстана и Узбекистана в 1999-2000гг., показали, что эти меры были оправданы.     Присутствие     казахстанских     военнослужащих     наряду     с миротворческими подразделениями других стран СНГ на таджикско-афганской границе сдерживало проникновение исламских боевиков в Центральноазиатский регион и давало необходимое время для укрепления собственной государственной границы.

Изжить терроризм в одночасье невозможно. Даже в обстановке относительной политической стабильности исключить эксцессы терроризма весьма непросто. Объясняется это как живучестью террористической психологии отдельных социальных слоев, не нашедших своего места в социальной структуре общества, так и умением террористических лидеров реагировать и использовать в своих интересах неудовлетворенность простых людей сложившейся социально-экономической обстановкой.

Изживание терроризма - длительный процесс, предполагающий создание необходимых объективных и субъективных условий для достижения этой цели. При этом невозможно уничтожить терроризм силовыми, террористическими же средствами: насилие неизбежно порождает насилие.

Необходимо, убедить общество, что религиозный экстремизм и нетерпимость - пагубное явление.

В этом отношений инициатива Главы нашего государства о созыве Съезда лидеров мировых и традиционных религий стала конкретным вкладом Казахстана в объединение духовного и нравственного потенциала мировых религий для решения международных конфликтов и противодействия современным угрозам.

I-й съезд состоялся в 2003 году, на III-съезде в 2009 году Президент выдвинул предложение создать Совет религиозных лидеров.

30-31 мая 2012 состоялся IV съезд духовных иерархов, на нем выступил Президент РК Лидер Нации. Прозвучал призыв не смешивать религиозный экстремизм и религиозные верования. «Религия, - заявил он, - один из самых защитных барьеров перед без духовностью и алчностью», а «ислам - это внушительный и растущий пласт культурного и материального наследия человечества».

Центральноазиатский регион имеет как внешние, так и внутренние факторы для институализации терроризма в качестве реальной угрозы. В настоящее время территорию Центральной Азии начинают осваивать международные экстремистские группировки, имеющие четкую организацию, обширные связи, опыт террористической деятельности, постоянные источники финансирования, идеологические структуры, подконтрольные СМИ. В регионе открываются нелегальные учебные заведения, проповедующие реакционные идеи, сеющие конфессиональную нетерпимость и вражду. Бурное развитие ислама в странах Центральной Азии дало исламским экстремистам возможность проникать в глубь региона. Долговременный характер проблемы обусловлен присутствием в большинстве стран Центральной Азии серьезных внутренних предпосылок для этих явлений: трудности социально-экономического характера, безработица, маргинализация определенной части молодежи.

Наркоторговля представляет угрозу для новых независимых государств. Наркотики подрывают основы слабых государств, и ситуация, складывающаяся в Центральной Азии, является тому подтверждением. Ухудшившиеся экономические условия во многих частях региона идеально подходят для процветания наркоиндустрии. Нужда толкает сотрудников правоохранительных органов и пограничников ко взяточничеству, а простых граждан - на риск, связанный с транспортировкой наркотиков.

Проблема межнациональных конфликтов - проблема почти всех Центральноазиатских стран, поскольку на их территориях проживают меньшиства, стремящиеся сохранить и приумножить свои языковые и культурные особенности. Появление независимых национальных государств вновь продемонстрировало всю остроту и неотложность решения вопроса на межгосударственном уровне.

Поэтому весьма актуальным является тезис Н.А.Назарбаева, что победить терроризм и экстремизм можно лишь общими усилиями.

Важную роль в этом играет Договор о коллективной безопасности, подписанный в 15 мая 1992 г. рядом стран СНГ. В свете современных мировых реалий, как считает Президент Н.А.Назарбаев, он получил новые импульсы для развития и максимальной интеграции в ДКБ еще большего количества участников. 14 мая 2002 года в Москве было подписано Соглашение о создании Организации Договора о коллективной безопасности. Активно работает Антитеррористический центр ОДКБ.

Под знаком 20-летия подписания Договора о коллективной безопасности и 10-летия учреждения ОДКБ 15 мая 2012г. в российской столице прошло заседание Совета коллективной безопасности (СКБ) Организации. Итогом сессии стало принятие главами государств Декларации, в которой отражены основные аспекты сотрудничества стран-участниц за прошедший период, а также заложены основы на перспективу.

За эти годы ОДКБ стала ключевым инструментом подержания коллективной безопасности в зоне своей ответственности, адекватного реагирования на широкий спектр современных угроз и вызовов. В числе приоритетов Организации - совершенствование системы коллективной безопасности, включая оптимизацию военного и военно-технического сотрудничества, а также наращивание координации внешнеполитической деятельности государств-участников.

В работе юбилейной сессии Совета коллективной безопасности приняли участие президенты Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, России, Таджикистана и Узбекистана.

Н.А.Назарбаев, председательствующий в ОДКБ отметил, что 20 лет назад в целях обеспечения своего суверенитета и территориальной целостности наши страны приняли Договор о коллективной безопасности. Он напомнил, что на тот момент единственным приоритетом сотрудничества в рамках образовавшегося международного объединения являлся военно-политический вектор. Страны, подписавшие документ, договорились о том, что в случае, если одно из них подвергнется внешней агрессии, то остальные должны ее поддержать.

За период с 1992 года по настоящее время в рамках ОДКБ подписано 43 международных договора, а также принят ряд решений в сфере внешней политики, обороны и безопасности.

Создана эффективная структура многостороннего сотрудничества в сфере безопасности. Образованы и функционируют объекты военной инфраструктуры на территориях государств-членов

ОДКБ.

Ежегодно проводятся операции «Канал», «Нелегал», и «Прокси» по противодействию незаконному обороту наркотиков, нелегальной миграции и обеспечению информационной безопасности. Анализ их результатов указывает на перспективность и большой потенциал сотрудничества в этих областях.

Идет работа по формированию системы коллективного реагирования на чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера.

Однако мир не стоит на месте, и ситуация в нем постоянно меняется. К сожалению, спектр угроз из года в год только расширяется. Как следствие, назрела объективная необходимость дальнейшего усиления деятельности ОДКБ.

В частности, создана достаточно эффективная структура многостороннего сотрудничества в сфере безопасности.

На юбилейной сессии Совета коллективной безопасности в Москве Н.А.Назарбаев назвал Договор о коллективной безопасности страховым полисом, который использует в случае угрозы всем членам коллективной безопасности.

Таким образом, ОДКБ является важным фактором стабильности и безопасности на пространстве СНГ и в регионе Центральной Азии. Сыграв на первоначальном этапе большую роль в создании национальных вооруженных сил государств-членов, обеспечении адекватных внешних условий для строительства новой независимой государственности, Договор способствовал предотвращению негативных последствий распада СССР, обеспечению защиты территориальной целостности и конструкционного строя стран-участниц.

Вопросы дальнейшего совершенствования деятельности ОДКБ, по обеспечению региональной безопасности будут обсуждаться на очередной сессии Совета коллективной безопасности ОДКБ в декабре 2012года.

Эффективную работу в различных сферах деятельности проводит и Шанхайская организация сотрудничества (ШОС), молодая, перспективная, региональная структура. С июня 2011 года Казахстан председательствовал в этой организации.

Три области сотрудничества в рамках ШОС: безопасность, экономика, культура и образование. Но начала Организация свою деятельность с безопасности, поэтому эта сфера сегодня наиболее развита.

ШОС - не военный союз, в ней нет обязательств по совместной военной обороне. Однако безопасность - это не только военные действия. Возможны координация борьбы с терроризмом, совместные операции, обмен информацией. Главная угроза всем государствам ШОС исходит с южного направления, с территории Афганистана. Поэтому сейчас Организация в целом и отдельные ее государства активно сотрудничают с международными силами в Афганистане по разным направлениям. Позиции тут не у всех совпадают, но экономическая и политическая стабильность в этой стране в интересах каждого.

В рамках ШОС проводятся совместные военные учения, создана Региональная антитеррористическая структура. Идет обмен информацией между правоохранительными органами, составляется общий список террористических организаций.

Новые горизонты в деятельности ШОС были намечены на юбилейном десятом саммите этой организации в июне 2012 г.

Главы государств - членов ШОС по итогам саммита в Пекине приняли основные направления стратегии развития организации на среднесрочную перспективу. И на юбилейном саммите ШОС Н.А.Назарбаев был одним из самых активных участников и внес ряд ценных предложений.

По его мнению, в целях углубления сотрудничества в сфере безопасности в основу стратегии должен быть положен принцип сбалансированности основных направлений деятельности организаций. На это и ориентированы принятая в рамках саммита «Программа сотрудничества по борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом на 2013-2015 годы».

В этом плане важны усиление координации антитеррористической деятельности между компетентными органами государств-членов, наблюдателей и партнеров по диалогу ШОС в комплексе с предупредительно-профилактическими мерами.

В 2011 году Казахстан выступил с инициативой создать Совещание по урегулированию территориальных и региональных конфликтов государств - членов ШОС. Эта идея нашла частичное отражение в новой редакции «Положения о политико-дипломатических мерах и механизмах реагирования ШОС на ситуации, ставящие под угрозу мир, безопасность и стабильность в регионе». Этот документ является позитивным шагом на пути повышения оперативности при принятии решений ШОС и совершенствования ее деятельности.

По мнению Президента РК, надо предусмотреть использование в экстренных случаев механизма внеочередных встреч министров иностранных дел и секретарей советов безопасности.

В связи с использованием последнее время информационно-коммуникационных сетей для распространения идеологии терроризма, сепаратизма, экстремизма и расширения наркобизнеса, необходимо ускорить создание в рамках ШОС специального органа, киберпола, выполняющего функции защиты от интернет-агрессий.

Единодушное одобрение встретило предложение объединить мощный аналитический потенциал государств-членов и создать Центр прогностики ШОС, что позволит существенно повысить эффективность Организации. Совместный мониторинг и анализ ситуации на пространстве объединения и в сопредельных регионах будет способствовать выработке единых подходов и рекомендации по предупреждению каких-либо непредвиденных ситуаций.

Президент Казахстана выразил поддержку и укреплению сотрудничества в борьбе с незаконным оборотом наркотиков, в соответствии с принятой на саммите в Астане Антинаркотической стратегии ШОС на 2011-2016 годы и программы ее реализации.

Совместная деятельность, как показывает практика, приносит неплохие результаты. Так, например, в 2011 году Россия, Казахстан и Китай провели оперативно-профилактическую операцию, в ходе которой выявлено более 400 наркопреступлений.

Единогласно и с большим воодушевлением была принята Декларация глав государств-членов Шанхайской организации сотрудничества «О построении региона долгосрочного мира и совместного процветания».

В ней зафиксирована общие взгляды на вопросы укрепления межгосударственных отношений в условиях становления нового справедливого, демократического и многополярного мироустройства, отражено общее стремление к созданию пространства неделимой безопасности в мире.

Всего же по итогам саммита подписано 10 документов. Важное значение приобретает налаживание взаимодействия между самыми авторитетными организациями в Центрально-Азиатском регионе - ОДКБ и ШОС.

Между сторонами налаживаются контакты по линии Регионального антитеррористического центра ШОС в Ташкенте. Кроме того, Секретариатом ОДКБ предложен к обсуждению план совместных мероприятий по активизации противодействия наркотрафику из Афганистана.

С подписанием 5 октября 2007г. в Душанбе Меморандума о взаимопонимании между Секретариатами ОДКБ и ШОС эти усилия получили юридическую основу и вышли на более высокий и масштабный уровень. Документ определяет «точки соприкосновения» по налаживанию и развитию отношений равноправного и конструктивного взаимодействия между двумя международными структурами в вопросах:

- обеспечения региональной и международной безопасности и стабильности;

- противодействия терроризму;

- борьбы с незаконным оборотом наркотиков;

- пресечения незаконного оборота оружия;

- противодействия организованной транснациональной преступности;

- по другим направлениям, представляющим взаимный интерес.

Меморандум о взаимопонимании определяет, что Секретариаты двух организаций и другие их постоянно действующие органы на основе взаимной договоренности будут проводить соответствующие консультации и обмен информацией.

Такой подход позволяет рассматривать обе организации не в качестве конкурентов, а как взаимодополняющие международные структуры, деятельность которых может способствовать развитию и углублению интеграционных процессов на пространстве СНГ и в регионе Центральной Азии, большинство государств которого являются активными участниками ОДКБ и ШОС. Как отмечалось в интервью Президента РК Н.Назарбаева агенству РИА Новости от 7 августа 2007г., «занимаясь вопросами безопасности, ОДКБ и ШОС могут активнее координировать свои усилия с тем, чтобы рациональнее использовать имеющиеся у них ресурсы. Этот опыт может быть развит и по другим направлениям сотрудничества - в вопросах борьбы с терроризмом, постконфликтного восстановления Афганистана, укрепления общей безопасности на евразийском пространстве».[14] С аналогичных позиций следует подходить к взаимоотношениям ОДКБ и ШОС с ЕврАзЭС, прежде всего, в плане стимулирования региональной интеграции.

Большое значение имеет активные военные контакты в рамках стран ШОС и ОДКБ, укрепление возможностей организации Договора о коллективной безопасности, включая оснащение КСОР (Коллективные силы оперативного реагирования), современным образцовым вооружением, проведение военных учений. Так, с 8 по 14 июня 2012г. на полигоне «Чорух - Дайрек» прошли совместные крупно масштабные учения стран-участниц ШОС «Мирная миссия - 2012» в котором приняли участие воинские подразделения стран-участниц двух этих организаций.

В летопись Казахстан, несомненно, войдет 47-я сессия Генеральной Ассамблеи ООН, на которой Президент Н.А.Назарбаев ознакомил мировую аудиторию с международной политикой Казахстана, изложил свое видение основных процессов мирового развития. Эта сессия важна и тем, что именно на ней была выдвинута инициатива о созыве Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА). Глава государства четко выразил позицию нашей страны в том, что безопасность и стабильность в Азии открывает широкие перспективы для разностороннего сотрудничества на взаимовыгодной основе. Координацию усилий азиатских стран предопределяет наличие в регионе крупных источников угроз, затрагивающих благополучие всех расположенных в Азии государств.

Предложение Президента РК, отражающее стремление Казахстана к укреплению региональной стабильности и безопасности, получив позитивный резонанс мирового сообщества, стало лейтмотивом внешнеполитического курса Казахстана.

В своей работе «Критическое десятилетие» Н.А.Назарбаев отметил: «Первый саммит СВМДА, проведенный в Казахстане стал значительным прорывом в деле построения эффективной системы противодействия терроризму на Азиатском регионе».

Исчерпывающую оценку этому событию дал Н.А.Назарбаев и на недавно прошедшем V Астанинском экономическом форуме: «Двадцать лет назад, выступая с трибуны ООН, я инициировал процесс Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии, ставшей сегодня авторитетной международной структурой. Опыт такого базового компонента СВМДА как каталог мер доверия можно было распространить на всю систему ООН».

В обеспечении региональной безопасности в Евразии немаловажную роль имеет, достигнутые благодаря огромному международному авторитету и титанической деятельности Н.А.Назарбаева председательство республики в ОБСЕ и Астанинский саммит этой организации, в ходе которых были внесены перспективные предложения, о создании в республике под эгидой ОБСЕ Регионального центра, осуществляющий координацию деятельности пограничных служб государств региона, включая борьбу с терроризмом, наркотрафиком, нелегальной торговлей людьми и.т.д.

Работая по этим направлениям, ОБСЕ могла бы расширить шкалу измерения безопасности общеевропейского пространства. Тем самым Центральная Азия могла бы стать одним из форпостов ОБСЕ в противодействии глобальным угрозам и вызовам. Одновременно ОБСЕ внесла бы заметный вклад в обеспечение прочного мира и стабильности в регионе.

Принимая во внимание сложившееся социально-экономическое положение в Кыргызстане после событий, происшедших в этой стране весной и летом 2010 года, Казахстан оказал гуманитарное содействие братскому кыргызскому народу, предложил разработать и принять Межгосударственную программу помощи этой республике.

Оценивая итоги казахстанской деятельности в ОБСЕ Глава государства отметил, что «впервые обозначен евразийский вектор ОБСЕ, что делает более прочной безопасность во всей Евразии».

Н.А.Назарбаев в своей деятельности стремится подключить к решению проблем безопасности в Центральной Азии и Северо-Атлантический пакт.

На практике сотрудничество государств Центральной Азии с НАТО началось с подписания программы НАТО «Партнерство во имя мира» 1994году.

С 2002 года Центральная Азия находится в условиях непосредственного присутствия военной структуры Организации Североатлантического договора в Центральной Азии и Афганистане. Военнослужащие, техника и военные базы стран - участниц Договора, преимущественно США, дислоцируются в Узбекистане, Кыргызстане и Таджикистане.

По инициативе Президента РК был проведен в Астане в июне 2009г. III форум безопасности НАТО/СЕАП, главная тема его была «Безопасность через партнеров».

СЕАП - это платформа для диалога и взаимодействия стран - членов НАТО и государств, не входящих в организацию, а Казахстан первым инициировал и на протяжении нескольких лет выступает за установление прямых контактов и диалога между НАТО, с одной стороны, ШОС и ОДКБ - с другой.

Н.А.Назарбаев подчеркнул на форуме НАТО - СЕАП, что «Казахстан, находящийся в самом сердце Евразии, особенно остро чувствует актуальность подобного диалога. Мы уверены: подлинная безопасность может быть обеспечена только через широкое взаимодействие, создание региональных архитектур безопасности, конструктивное сотрудничество на основе норм международного права».

Немаловажную роль в обеспечении региональной безопасности в Центральной Азии мог бы иметь Союз центральноазиатских государств, идея создания которого неоднократно выдвигается Н.А.Назарбаевым.

Разрушение старых экономических связей стимулировало двустороннее и многостороннее сотрудничество между странами Центральной Азии. В 1994г. Казахстан выступил с инициативой создания Центральноазиатского союза (ЦАС) как модели интеграции постсоветских государств. В январе 1994г. Казахстан и Узбекистан подписали соглашение об общем экономическом пространстве, к которому затем присоединился Кыргызстан. Хотя союз Казахстана, Кыргызстана и Узбекистана в Центральной Азии начинался как политический и экономический, тем не менее три республики принимали участие в военном сотрудничестве и мерах по поддержанию мира в регионе.

В июне 1994г. три центральноазиатские республики приняли решение о создании Межгосударственного совета, включая Совет министров обороны, ответственного за поддержание стабильности в Центральной Азии. В январе 1998г. в ЦАС вступил Таджикистан. Предпологалось, что развитие регионального сотрудничества продлится вплоть до присоединения к нему Туркменистана, после чего должна начаться стадия укрепления наднациональных политических институтов.

В своей книге «В потоке истории» Н.А.Назарбаев посвятил целую главу «Независимые государства Центральной Азии и уроки истории» (с. 255-270), в которых обосновал необходимость заключения Союза Центрально-азиатских стран.

«Для центральноазиатской интеграции и сближения наших государств в будущем как народов, имеющих общую историю, культуру, язык, веру, центральное значение имеют отношения Казахстана, Узбекистана, Кыргызстана, казахского, узбекского и кыргызского народа».

И в дальнейшем, в своих работах, выступлениях и Ежегодных посланиях народу Казахстана Н.А.Назарбаев неоднократно указывает на необходимость создания Союза Центрально-азиатских государств. В 2003 году в фундаментальном труде «Критическое десятилетие», в его 4-й части «Каспий между тысячелетиями» (с.144-668) Н.А.Назарбаев подчеркивал, что Союз Центрально-азиатских стран мог бы сыграть большую роль в решении сложных проблем каспийского региона.

В Послании Народу Казахстана от 1 марта 2006г. был выделен специальный раздел «Сотрудничество с государствами Средней Азии».

Об укреплении тесного сотрудничества стран центрально-азиатского региона Глава государства говорил и Ежегодных посланиях народу Казахстана 2008, 2009, 2010, 2011, 2012гг. в докладе на Торжественном собрании, посвященном 20 летию независимости Республики.

Таким образом, внешнеполитические инициативы Президента Республики Казахстан, его неутомимая деятельность по укреплению региональной безопасности находят свое практические воплощение.

За годы Независимости Казахстан утвердил свои позиции в Центральной Азии. РК проводит активную политику по объединению усилий государств Центральной Азии для совместного противостояния современным вызовам и угрозам.

Курс Лидера нации

Обзор международной деятельности Президента Нурсултана Назарбаева в 2015 году Уходящий 2015 год – особенный с точки зрения укрепления государственности Республики Казахстан.

2015 год мы провели под знаком Года Ассамблеи народа Казахстана, отпраздновали 20-летие Конституции нашей страны, 70-летие Победы над фашизмом и 550-летие образования Казахского ханства. Эти юбилейные даты направлены на консолидацию казахстанского общества, что особенно важно на фоне глобальных испытаний и геополитических потрясений современного мира.

Как отметил в своем Послании народу Казахстана наш Президент – Лидер нации Нурсултан Назарбаев, «сейчас мир меняется быстрыми темпами. Наступает другая эпоха. На наших глазах возникает новая глобальная реальность с иными возможностями и рисками. Сегодня на экономику Казахстана негативно влияет ряд внешних факторов, вызванных обвалом на мировых рынках. Происхождение глобальных кризисов не зависит от нас. Никто не застрахован от влияния глобальных кризисов».

Действительно, сложный процесс формирования миропорядка ХХI века сопровождается кризисами и конфликтами, расширением масштабов современных вызовов и угроз, ростом международной напряженности в целом. Все это представляет угрозу внутренней стабильности и устойчивому развитию Казахстана. В этом контексте весьма своевременной стала инициатива Ассамблеи народа Казахстана о проведении внеочередных президентских выборов.

Прошедшие 26 апреля 2015 года президентские выборы состоялись при рекордной явке избирателей, став убедительным свидетельством всенародной поддержки Лидера нации. Мониторинг за голосованием избирателей вели более тысячи наблюдателей из 37 стран мира и международных организаций, включая Европарламент, ОБСЕ, СНГ, ШОС, ОИС, ОДКБ и другие, которые отметили высокий уровень организации, прозрачность и честность состоявшихся выборов.

Показателем международного авторитета и большого уважения стали многочисленные поздравления лидеров зарубежных стран. С победой на президентских выборах Нурсултана Назарбаева лично поздравили свыше 50 глав государств и правительств, поздравительные послания в Акорду направили около 180 лидеров и видных мировых деятелей политики, экономики, науки и культуры.

В поздравлениях отмечается, что «достижения и успехи Казахстана неразрывно связаны с именем Нурсултана Назарбаева». Глава государства пользуется за рубежом высоким доверием, имеет реноме мудрого политика и успешного реформатора, лидера глобального антиядерного движения и инициатора важнейших международных инициатив, таких как СВМДА, Съезд лидеров мировых и традиционных религий, ЕАЭС и ряда других.

Сегодня Нурсултан Назарбаев известен мировому сообществу как «честный менеджер». Все знают его как последовательного политика и твердого сторонника укрепления глобальной безопасности. В этих непростых условиях внешнеполитический курс Главы государства направлен на защиту и обеспечение национальных интересов Казахстана, укрепление международного авторитета нашей страны, проведение взвешенной, конструктивной и прагматичной внешней политики.

Первоочередное внимание Глава государства уделяет вопросам обеспечения мира, безопасности и региональной стабильности как основы устойчивого экономического и социального развития. Стоит напомнить, что уходящий год начался именно с активных миротворческих усилий Нурсултана Назарбаева по урегулированию украинского кризиса.

В конце прошлого и начале текущего года интенсивные встречи и переговоры Президента с лидерами России, Украины, Франции, ФРГ и США были направлены на организацию встречи руководителей стран «нормандской четверки». В декабре прошлого года в Астане на переговорах с Президентом Франции Франсуа Олландом Глава государства способствовал организации российско-французской встречи на высшем уровне. В январе Нурсултан Назарбаев посетил Берлин и обсудил с Федеральным канцлером ФРГ Ангелой Меркель неотложные меры по урегулированию кризиса.

Результатом общих усилий стала историческая Минская встреча «нормандской четверки» 12 февраля, завершившаяся важнейшими договоренностями по прекращению кровопролития на Донбассе и мирному урегулированию конфликта. Миротворческие усилия Нурсултана Назарбаева получили высокую оценку лидеров зарубежных стран и мирового сообщества, укрепив международный авторитет Казахстана.

События в Украине стали отражением мировых потрясений. Системный кризис экономики и финансов вторгся в сферу геополитики и безопасности, обострив глобальную конкуренцию за рынки и ресурсы. Необходимо отметить, что руководство Казахстана было готово к подобному сценарию. Адекватным ответом на глобальный кризис стало наращивание интеграционных процессов на евразийском пространстве.

1 января 2015 года вступил в силу Договор о создании Евразийского экономического союза (ЕАЭС) с участием Казахстана, России и Беларуси. ЕАЭС обладает мощным ресурсным, производственным и технологическим потенциалом, развитой транспортно-коммуникационной и энергетической системой.

В уходящем году Нурсултан Назарбаев принял участие в двух заседаниях Высшего Евразийского экономического совета (май и октябрь). Итогами этой работы стали договоренности о развитии связей в реальном секторе экономики, расширении договорно-правовой базы, сопряжении потенциалов ЕАЭС и «Экономического пояса Шелкового пути». В декабре ожидается еще одно заседание ВЕЭС, чтобы утвердить новый состав Коллегии Евразийской экономической комиссии, который приступит к своей деятельности с 1 февраля 2016 года.

Растет интерес зарубежных партнеров к ЕАЭС. В 2015 году новыми членами объединения стали Армения и Кыргызстан. Показательно, что в рамках рабочего визита Главы государства в Кыргызстан 12 августа состоялась торжественная церемония отмены таможенного контроля на казахстанско-кыргызской границе, за которой в онлайн-режиме наблюдали президенты двух стран – Нурсултан Назарбаев и Алмазбек Атамбаев.

В целом в настоящее время около 40 стран и объединений выражают заинтересованность в заключении договоров о зоне свободной торговли с ЕАЭС. Первым партнером ЕАЭС в торговой сфере стал Вьетнам, соглашение о свободной торговле с которым было подписано в мае 2015 года в прекрасном уголке Казахстана – курортной зоне Бурабай.

Вектор евразийской интеграции базируется на традиционно дружественных, равноправных и взаимовыгодных отношениях с партнерами по ЕАЭС, прежде всего с Российской Федерацией. В уходящем году в рамках двусторонних визитов и многосторонних форумов состоялось более 15 встреч Нурсултана Назарбаева с Президентом Владимиром Путиным.

Свой первый зарубежный визит после президентских выборов Глава государства совершил именно в Россию, где принял участие в торжественных мероприятиях, посвященных 70-летию Победы над фашизмом, в Москве 8–9 мая. Нурсултан Назарбаев посетил военный парад на Красной площади, возложил цветы к Могиле Неизвестного Солдата. На неформальной встрече лидеров СНГ он подчеркнул важность победы над фашизмом и предостерег от попыток ревизии итогов войны путем искажения исторических фактов.

Заметным событием стал ХII Форум межрегионального сотрудничества Казахстана и России (Сочи, сентябрь), посвященный вопросам развития АПК. В рамках форума были организованы специализированная выставка «Перспективы казахстанско-российского сотрудничества в сфере агропромышленного комплекса», «круглый стол» на тему «Приграничное сотрудничество Казахстана и России в сфере импортозамещения товаров», семинар-совещание «Участие малого и среднего бизнеса в государственных закупках», заседание казахстанско-российского Делового совета по приграничному сотрудничеству, а также Молодежный форум. В Сочи были подписаны 5 межрегиональных соглашений и 4 коммерческих контракта.

Сложившийся механизм стратегического партнерства Казахстана и России, включая диалог на высшем уровне, постоянные контакты между парламентами, министерствами и ведомствами позволяли успешно, на системной основе решать текущие и перспективные вопросы двустороннего сотрудничества. Ярким свидетельством этому стал государственный визит Президента Российской Федерации Владимира Путина в Республику Казахстан в октябре.

В Астане был продолжен диалог двух президентов по укреплению и развитию стратегического партнерства Казахстана и России, углублению сотрудничества по всему спектру двусторонних отношений, включая вопросы добычи, экспорта и транзита углеводородного сырья, взаимовыгодное использование транзитно-транспортного потенциала и формирование новых международных транспортных коридоров, развитие космической отрасли и выход на практическую фазу реализации проекта «Байтерек», а также в целом активизацию торгово-экономического взаимодействия в условиях турбулентности мировой экономики и санкционного противостояния РФ.

В 2015 году благодаря усилиям Главы государства сотрудничество с Китайской Народной Республикой вышло на новый качественный уровень. Интенсивный политический диалог способствует широкому развитию торгово-экономических, инвестиционных, финансовых и культурно-гуманитарных связей. Показательно, что Председатель КНР Си Цзиньпин стал первым зарубежным лидером, посетившим Казахстан после президентских выборов.

Государственный визит Президента Нурсултана Назарбаева в Китай в сентябре и его участие в параде, посвященном 70-летию Победы над фашизмом в Пекине, подтвердили высокий уровень всестороннего стратегического партнерства.

По итогам визита были подписаны Совместная декларация о новом этапе отношений всестороннего стратегического партнерства, Программа межрегионального сотрудничества между РК и КНР на 2015–2020 годы, а также ряд важных межправительственных и инвестиционных соглашений по реализации 45 совместных проектов на общую сумму в 23 млрд долларов. Важное значение имела договоренность о сопряжении национальных программ развития Казахстана и Китая «Нұрлы жол» и «Экономический пояс Шелкового пути». Возрождение традиций Шелкового пути послужит примером неразрывной связи между Великой степью и Поднебесной.

В мае Нурсултан Назарбаев принял участие в работе VIII Астанинского экономического форума, собравшего более 3 тыс. участников из 90 стран мира. Президент провел встречи с премьер-министрами Люксембурга и Литвы, нобелевскими лауреатами, главами международных организаций и компаний. На форуме Глава государства выступил с идеей Объединенного Евразийского экономического пространства, предложив создать единые правила интеграции в торговле, транспорте, энергетике и других сферах. В условиях глобализации инициатива казахстанского лидера имеет особую актуальность.

По прогнозам экспертов АЭФ, общий объем торговли между Азией и Европой к 2025 году удвоится и составит 1,2 трлн долларов. В Евразии выстраивается единая транспортно-логистическая система, которая может стать одним из драйверов роста мировой экономики. В этом контексте налаживание взаимодействия между ЕАЭС, проектом КНР «Экономический пояс Шелкового пути» и ЕС принесет глобальный позитивный эффект.

Состоявшийся с участием Главы государства V Съезд лидеров мировых и традиционных религий в Астане 10–11 июня был отмечен высоким уровнем представительства зарубежных делегаций. Участие таких высоких гостей, как Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун, Президент Финляндии Саули Ниинистё и Король Иордании Абдалла II, стало важным сигналом о необходимости согласованных действий религиозных лидеров и политиков для противостояния глобальным вызовам. С трибуны форума Нурсултан Назарбаев обратился с призывом к политическим и духовным лидерам всего мира использовать имеющиеся возможности для прекращения войн и конфликтов, восстановления доверия в глобальной политике. Подчеркнута важность повышения роли Совета религиозных лидеров в противодействии религиозному экстремизму и терроризму.

Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун высоко оценил деятельность Съезда лидеров мировых и традиционных религий, а также созданную в Казахстане модель межэтнического и межконфессионального мира и согласия. Отмечено, что созванный 15 лет назад по инициативе Нурсултана Назарбаева религиозный форум стал важной и эффективной диалоговой площадкой. «Сегодня, когда мир страдает от экстремизма и терроризма, необходимо, чтобы голоса религиозных лидеров, призывающих противостоять ненависти, были больше и лучше услышаны», – подчеркнул Генеральный секретарь ООН.

2015 год ознаменовался активизацией сотрудничества Казахстана и Индии, большой импульс которым придали переговоры Нурсултана Назарбаева с Премьер-министром Индии Нарендрой Моди в июле текущего года. Глава государства подчеркнул, что развитие стратегического партнерства с Индией – один из приоритетов азиатского вектора внешней политики Казахстана. Практическим результатом переговоров стало подписание двусторонних документов на сумму 5 млрд долларов. Эти проекты включают начало разведочного бурения на нефтяном блоке «Сатпаев», поставку в Индию 5 тыс. тонн урана в период 2015–2019 годов, а также участие индийских компаний в ЭКСПО-2017.

Наращивание сотрудничества с Китаем и Индией, представляющими новые центры глобального экономического развития, имеет стратегическое значение для Казахстана. По прогнозам экспертов, к 2025 году Пекин и Дели по своему экономическому потенциалу выйдут на ведущие позиции на планете, а совокупный национальный доход стран группы БРИКС (Бразилия, РФ, Индия, Китай, ЮАР) превысит показатели стран Запада.

В этом контексте важное значение имело участие Президента Нурсултана Назарбаева в Саммите лидеров стран Шанхайской организации сотрудничества и БРИКС в городе Уфе 9 июля текущего года.

В своем выступлении Глава государства отметил возрастающую роль ЕАЭС, ШОС и БРИКС в мире. В качестве задач, стоящих перед ШОС, он назвал сотрудничество в целях ликвидации источников финансирования терроризма, поддержку усилий ООН по разработке Плана действий по предупреждению насильственного экстремизма, повышение роли Шанхайской организации в борьбе с глобальными угрозами и вызовами.

Подчеркнуто, что диалог между ЕАЭС и ШОС создает условия для широкого трансконтинентального сотрудничества. «Соединение горизонтальной транспортной артерии ЕАЭС – ШОС и вертикальной транспортной артерии БРИКС способно дать взрывной рост торговли. В будущем можно создать общее объединение и общую свободную зону на наших территориях», – заявил Глава государства.

Саммит ШОС был ознаменован принятием решения о вступлении Индии и Пакистана. Расширение организации демонстрирует востребованность шанхайского процесса на евразийском пространстве.

27 июля 2015 года Президент Нурсултан Назарбаев выступил на заседании Генерального совета Всемирной торговой организации (ВТО) в Женеве. Этот день вошел в историю как дата присоединения Казахстана к ВТО. Глава государства подписал протокол о вступлении. Казахстан стал 162-м полноправным членом ВТО. В своем выступлении Нурсултан Назарбаев отметил огромный путь Казахстана по интеграции в глобальный рынок. По оценке Главы государства, вступление в ВТО стало показателем международного признания успехов Казахстана в сфере реформ и создании современной рыночной экономики и торговли. Всемирная торговая организация является наиболее авторитетным и эффективным органом глобального управления в сфере торговли. Полноправное участие Казахстана в работе ВТО открывает более широкие возможности и перспективы торгово-экономического сотрудничества со многими зарубежными странами.

Летом текущего года Глава государства принял участие в открытии национального дня Казахстана на Всемирной выставке «ЭКСПО-2015» в Милане. Он встретился с Премьер-министром Италии Маттео Ренци и выступил на бизнес-форуме, по итогам которого подписано более 20 коммерческих соглашений на сумму около 500 млн долларов.

Насыщенный летний график международных мероприятий с участием Президента завершился встречей с генеральным директором МАГАТЭ Юкия Амано и экс-сенатором США Сэмом Нанном, прибывшими в Астану на церемонию подписания Соглашения о создании Банка низкообогащенного урана в Казахстане 27 августа. Символично, что подписание соглашения с МАГАТЭ состоялось накануне дня закрытия Семипалатинского полигона, который по инициативе Лидера Казахстана отмечается ООН в качестве Международного дня действий против ядерных испытаний. Нурсултан Назарбаев отметил, что создание банка является поворотным моментом в укреплении режима ядерного нераспространения и мирного использования атомной энергии. Это стало возможным благодаря высокому доверию к Казахстану как государству, внесшему беспрецедентный вклад в построение мира, свободного от ядерного оружия.

Глава МАГАТЭ Ю. Амано подчеркнул, что лидерство Нурсултана Назарбаева в глобальном антиядерном движении сыграло ключевую роль в воплощении этой важной инициативы. От имени МАГАТЭ и всего международного сообщества он выразил глубокую признательность казахстанскому Лидеру.

В сентябре в торжествах по случаю 550-летия Казахского ханства по приглашению Нурсултана Назарбаева приняли участие президенты: Азербайджана – Ильхам Алиев и Кыргызстана – Алмазбек Атамбаев, председатель парламента Турции Исмет Йылмаз и другие зарубежные гости. Лидеры братских стран также приняли участие в 5-м Саммите сотрудничества тюркоязычных государств в Астане 11 сентября. В своем выступлении Глава государства назвал юбилейный саммит важной ступенью сотрудничества стран тюркского мира, который может стать мостом, соединяющим Восток и Запад. Отмечен вклад тюркских народов в мировую культуру.

Президент Турции Реджеп Эрдоган в начале года, всего за несколько дней до президентских выборов, посетил Казахстан с государственным визитом (15–17 апреля). Состоялось совместное посещение двумя главами государств Туркестана – духовного центра тюркского мира. Нурсултан Назарбаев и Р. Эрдоган приняли участие в заседании Совета стратегического сотрудничества с участием членов правительств. Были обсуждены торгово-экономические и инвестиционные вопросы, достигнуты договоренности о реализации совместных деловых проектов на сумму в 1,5 млрд долл.

Крупным внешнеполитическим событием осени 2015 года стало участие Главы государства в юбилейной, 70-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН. Прошедшие 26–29 сентября дебаты в Нью-Йорке показали острую необходимость выработки новой парадигмы развития человечества. Именно на это были нацелены международные инициативы Нурсултана Назарбаева.

Лидер Казахстана предложил разработать План Глобальной Стратегической Инициативы-2045, суть которого состоит в определении принципиально нового тренда глобального развития на основе справедливых условий доступа всех наций к мировой инфраструктуре, технологиям, ресурсам и рынкам.

Глава государства предложил принять Всеобщую декларацию ООН по достижению мира, свободного от ядерного оружия, а также инициировал создание Глобального антиядерного движения.

Особую актуальность имела инициатива Нурсултана Назарбаева о создании единой мировой сети противодействия терроризму под эгидой ООН, а также выработке эффективного механизма действий по розыску, задержанию и экстрадиции лиц, причастных к преступлениям экстремизма и терроризма. Подчеркнуто, что миру необходимы универсальные и обязательные нормы и правила в борьбе с терроризмом.

Президент призвал подтвердить базовые принципы международного права путем созыва Международной конференции ООН на высшем уровне. Эта инициатива приобретает особую важность в свете нового витка обострения международной напряженности и растущей угрозы перерастания ситуации в Сирии в региональный конфликт.

Лидер Казахстана впервые выступил с идеей перевода штаб-квартиры Организации Объединенных Наций на азиатский субконтинент, получившей значительный резонанс в мировом сообществе.

Символично, что выступление Главы государства с трибуны ООН в Нью-Йорке и ЮНЕСКО в Париже впервые прозвучало на казахском языке с синхронным переводом на 6 официальных языков Организации.

Выступая на Саммите ООН по принятию Повестки дня в области развития на период после 2015 года, Нурсултан Назарбаев подчеркнул важность сплочения вокруг идеи Большой Евразии, которая объединит в единый интеграционный проект XXI века ЕАЭС, «Экономический пояс Шелкового пути» и Европейский союз. Также выдвинуто предложение о ежегодном перечислении каждым государством одного процента от своего оборонного бюджета в Специальный фонд ООН на Цели устойчивого развития.

На полях 70-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН состоялись двусторонние встречи Нурсултана Назарбаева с Президентом США Бараком Обамой, Премьер-министром Люксембурга Ксавье Беттелем, Президентом Польши Анджеем Дудой и другими зарубежными лидерами.

2015 год был отмечен успешным председательством Казахстана в Содружестве Независимых Государств.

В октябре в курортной зоне Бурабай Президент провел заседание Совета глав государств СНГ, по итогам которого были приняты заявления о 70-летии ООН и по борьбе с международным терроризмом. С учетом событий в мире основное внимание СГГ СНГ было посвящено вопросам обеспечения безопасности и правопорядка. Были утверждены Концепция военного сотрудничества до 2020 года, Программа сотрудничества в укреплении пограничной безопасности на внешних границах на 2016–2020 годы, Соглашение о сотрудничестве государств – участников СНГ в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и другие документы.

Накануне саммита СНГ Глава государства провел переговоры с президентами России – Владимиром Путиным и Украины – Петром Порошенко в рамках визитов этих лидеров в Казахстан. Помимо тематики двустороннего сотрудничества усилия Нурсултана Назарбаева были направлены на поиск компромисса, восстановление диалога и взаимопонимания между двумя основными партнерами Казахстана на постсоветском пространстве.

Расширяется сотрудничество Казахстана с Беларусью. В 2015 году состоялось около десятка встреч на высшем уровне. Динамично развиваются межправительственные и межведомственные связи. Создан ряд СП по производству сельскохозяйственной и коммунальной техники. За весомый личный вклад в развитие дружбы и сотрудничества между Беларусью и Казахстаном Президент Александр Лукашенко наградил Нурсултана Назарбаева орденом «Дружбы народов» и вручил его в торжественной обстановке на заседании СГГ СНГ.

В рамках официального визита Президента Казахстана в Таджикистан, состоявшегося 14 сентября, накануне очередной сессии Совета коллективной безопасности ОДКБ, был подписан Договор о стратегическом партнерстве между РК и РТ и ряд других соглашений, обсуждены перспективы двустороннего сотрудничества на благо двух народов.

На азиатском треке в течение года Нурсултан Назарбаев провел переговоры с главами государств и правительств 10 ведущих стран Азии. Помимо упомянутых встреч с лидерами Китая, Индии и Турции состоялись переговоры Главы государства с Королем Иордании Абдаллой II, премьер-министрами Малайзии – Наджибом Разаком и Пакистана – Навазом Шарифом, а также Президентом Афганистана Мохаммадом Гани.

Предстоящее подписание нового соглашения РК-ЕС с участием Верховного представителя Евросоюза по иностранным делам и политике безопасности Федерики Могерини завершит беспрецедентно насыщенный внешнеполитический сезон 2015 года.