Можно ли запретить нетрадиционные религиозные течения на законодательном уровне

Как взаимосвязаны национальные традиции и религия ислам, можно ли запретить нетрадиционные религиозные течения на законодательном уровне – об этом и другом рассказывает директор Научно-исследовательского и аналитического центра по вопросам религии Комитета по делам религий Министерства по делам религий и гражданского общества РК Айнур Абдирасилкызы.

Событие в Актобе является следствием идей радикальных течений, не признающих светские устои государства

− Айнур Абдирасилкызы, недавно вы были в командировке в западных регионах. Какая там ситуация среди населения?

- Ситуация стабильная, но, тем не менее, есть много злободневных вопросов, требующих разрешения. Мы встречались с различными категориями населения и заметили, что у них разное понимание и разная оценка религиозной ситуации, но можно выделить два основных аспекта.

Во-первых, последние события в Актобе породили у общества большой интерес и беспокойство относительно религиозной ситуации, в связи с чем у местного населения отмечается повышенный уровень информированности. Во-вторых, вопрос запрета идеологии нетрадиционных религиозных течений вызвал здесь огромные дискуссии и стал одной из самых актуальных тем. Людей интересует, как взаимосвязаны национальные традиции и религия ислам, каким образом можно сохранить традиционную религию, как отличить представителя нетрадиционного религиозного течения, какие существуют меры противодействия данным течениям, можно ли запретить нетрадиционные религиозные течения на законодательном уровне.

В целом местное население больше интересуется религиозно-социальными проблемами, связанными с повседневной их жизнью, в том числе взаимосвязью религии и традиции, нежели вопросами правовой и вероучительной стороны религии.

Также выяснилось, что много вопросов, не нашедших своего решения, относится к образовательной системе. В данном случае отмечается, что деятельность уполномоченного органа в сфере образования и местных учреждений расходится по вопросам школьной формы. Вопросы, задаваемые со стороны преподавателей основ религиоведения, также направлены не на содержательные аспекты религиоведения, а в основном на внутренние проблемы в сфере образования.

- Каковы выводы, итоги относительно запрета нетрадиционных религиозных течений?

- На законодательном уровне по поручению главы государства на сегодняшний день создана межведомственная группа, которая занимается всесторонним изучением данного вопроса. Перед принятием соответствующего решения, оно в первую очередь выносится на обсуждение среди населения и народных избранников. Информационно-разъяснительная работа не может и не должна ограничиваться лишь религиозной тематикой. Сегодня не существует альтернативного инструмента влияния на общественное сознание, кроме данной группы. Мы должны признать, что на нашу долю выпала ответственность не только за религию, но и за национальную духовность, поэтому очень важно создать информационно-разъяснительные группы также на уровне районов и сел (аулов). В их состав следует привлекать аксакалов и старейшин, авторитетных людей, активную молодежь, представителей научной и творческой интеллигенции со всей страны. Главное, не оставить общество без присмотра. Воспитание общества необходимо возложить на самих членов общества. Каждый человек должен осознавать, что есть тот, кто может упрекнуть за постыдное, а при необходимости – пресечь преступное («Әй» дейтін әже, «қой!» дейтін қожа бар екенін сезінуі керек). Также нужно довести до общества о переплетении казахского мусульманства, казахской культуры и религии ислам, поэтому нам необходимо распространять такие издания, подготовленные нашим Центром, как «Религия и традиция», «Религия и общество», «Религиозно-духовные термины», «Крайние взгляды чужды истинной религии» из серии «20 вопросов и ответов по актуальным вопросам в сфере религии». Пока такая литература не будет в каждой семье, вряд ли можно говорить о возрождении традиционных ценностей в национальном сознании.

Еще один аспект - улучшение качества преподавателей дисциплины «Основы религиоведения» в школах посредством их информирования, обучения, повышения квалификации, тестирования. Министерство науки и образования должно обратить внимание на существующие в этом плане вопросы.

Становится очевидным, что идея создания по нашей инициативе в высших учебных заведениях клубов «Қыз Жібек», которые сейчас открываются также и в школах на районном, городском и сельском уровне, не имеет альтернативы для современного подрастающего поколения. В вопросе противодействия радикальным течениям вместо того, чтобы вести профилактическую работу с теми, кто уже подвергся деструктивному влиянию, необходимо возродить работу с уцелевшей частью населения.