С 13 лет мальчики в Сирии уже воевали наравне со старшими, рассказала одна из двух возвратившихся из зон боевых действий жительница Баянаульского района Асем, сообщает kaztag.kz.
«Через 3 года после свадьбы муж уехал учиться в Турцию, мы вслед за ним. Там встретились с другими казахстанцами, которые предложили нам переехать в Сирию. Муж сказал, что там притесняют мусульман, и мы должны им помочь. Уже через месяц после прибытия в Сирию мужа начали убеждать в необходимости самоподрыва. Он отказывался. В 2014 году муж получил ранение и умер. Я осталась с детьми одна. Мы сильно бедствовали. Арабы жили богато, но не помогали нам. Дети не учились в школе, если только дома с ними не занимались родители. С 12 лет в Сирии мальчиков забирали в лагерь, где обучали военной подготовке, а с 13 лет они уже воевали наравне со старшими. С такого же возраста дети даже шли на самоподрыв», - рассказала Асем прихожанам центральной мечети им. Машхура Жусупа в Павлодаре.
Она уточнила, что приняла ислам, выйдя замуж в 2013 году.
Также о своей жизни в Сирии рассказала уроженка Экибастуза Толганай.
«Он (муж, с которым она познакомилась во время учебы в Карагандинском университете – КазТАГ) первый уехал в Сирию. Родители были против моего отъезда, но в июле 2014 года я последовала за мужем. Казахстанцы держались вместе, помогали друг другу. Вначале деньги выдавались старшему общества, который приобретал все необходимое. Потом нас расселили по домам и деньги уже выдавали на руки», - рассказала Толганай.
По ее словам, вскоре они оказались в зоне боевых действий.
«В декабре 2017 года муж погиб во время бомбежки. Я, как вдова, жила в одном доме с такими же женщинами. Было очень тяжело, мы сильно голодали. Женщины в Сирии практически не выходят на улицу, мало интересуются происходящим. Нас уверяли, что возвращаться в Казахстан не надо. Кто настаивал на возврате, бросали в тюрьму. Всех призывали принести себя в жертву во имя Аллаха, даже женщин и детей. За почти 6 лет, что провела в Сирии, много повидала. Это стало для меня огромным уроком. Я сожалею, что бросила все и уехала. Мне удалось вернуться в Казахстан благодаря спецоперации «Жусан», - отметила Толганай.
Обе женщины раскаиваются.
«Мы не ценили мир и стабильность в Казахстане, из-за религиозной безграмотности не смогли увидеть заблуждения свои и своих мужей. Мы были молоды и уехали вслед за ними. Вначале мы попали в Актау, где с нами работали психологи, теологи, сейчас мы в Павлодаре. Я с тремя детьми, Асем – с двумя. Надеемся, что найдем работу, и наша жизнь наладится. Здесь есть родные, поддержка. Мы хотим, чтобы наши дети учились в школе, хотим поставить их на ноги», - сказала уроженка Экибастуза.
По ее информации, в Павлодарскую область вернулись три женщины.
«Всего в одной группе с нами вернулись свыше 60 женщины и более 100 детей», - резюмировала Толганай.
9 января стало известно, что 6 января в результате операции «Жусан» из Сирии были эвакуированы 47 казахстанских граждан, в том числе 30 детей, 11 женщин и шесть мужчин.
10 мая президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев сообщил, что 7 и 9 мая из Сирии эвакуирован 231 казахстанский гражданин, в том числе 156 детей – эта масштабная гуманитарная акция стала продолжением операции «Жусан».