В Актобе вынесли приговор двум местным жителям по делу о пропаганде терроризма. В суде оба вину в пропаганде терроризма, разжигании розни, организации и участии в террористической группировке не признавали, передает gazeta_diapazon.
Жанасыл Жубатов и Алибек Алиев были приверженцами радикального религиозного течения, поддерживали идеологию ДАИШ, считает следствие. Знакомым показывали видеоролики, пропагандирующие теракты против неверных. Жубатов ходил в магазин «Паллада», просил, чтобы знакомый продавец продал ему патроны от пистолета Макарова и охотничьего ружья 16-го калибра. Из материалов уголовного дела следует, что они хотели вывезти за город 100 сотрудников акимата и расправиться с ними. Чтобы осуществить задуманное, Жубатов даже предлагал трудоустроить знакомого в акимат и сообщать, когда приходят и уходят с работы сотрудники. Также они планировали убить судью, который рассматривал дела об экстремизме, а его деньги потратить на дорогу к террористам ДАИШ.
По данным следствия, Жубатов и Алиев агитировали вступить в вооруженный джихад против неверных. Предлагали одному знакомому, который ранее служил в Отаре, помочь им приобрести автомат, гранатомет и другое оружие за 3 миллиона тенге. В планах обвиняемых было смастерить взрывное устройство и взорвать здание ДКНБ. С помощью грабежей и разбоев хотели завладеть имуществом неверных, следует из обвинения.
В суде оба вину в пропаганде терроризма, разжигании розни, организации и участии в террористической группировке не признавали.
«Из дома вытащили коробку, там болты были, гайки, плоскогубцы, силикон, жир паяльный, провода. Любой мужчина держит на балконе инструменты, дома у меня ремонт был. А меня обвинили в том, что храню компоненты для взрывного устройства», – говорил в суде Алибек Алиев.
Дело в специализированном межрайонном суде рассматривали в закрытом режиме, журналисты смогли попасть только на оглашение приговора. Жанасыла Жубатова приговорили к 15 годам лишения свободы, Алиев получил 13 лет заключения.
После оглашения приговора матери осужденных заявили журналистам, что на их сыновей оказывали давление, в том числе и физическое, что дело сфабриковали.
«Сына просто морально убивали, – рассказывала мать Жанасыла Жубатова. – Да, он читает намаз, но давайте теперь тех, кто ходит в мечеть, будут всех арестовывать. Никакими преступлениями сын не занимался, все это ложь. Его в 12 часов дня задержали и до полуночи били, в следственный суд его буквально поднимали, ногу отбили. Сын думал, что его отпустят, а ему 5 статей влепили. Говорят, что хотел убить двух сотрудников ДКНБ, один из них сосед. Он с ним нормально общался. С чего они это взяли? Оружия у него не было. Его пугали, что если не признается, супругу посадят на 5 лет. Он ходил в «Палладу», хотел купить охотничье ружье, спрашивал по телефону, будет ли ему подарок, которые раздавали на открытии, может, брелок какой. А его обвинили в том, что брелок – это патроны, подарок – кодовое слово. Один свидетель в ходе досудебного следствия говорил, что сын просил взять кредит, чтобы купить оружие. А в суде этот человек растерялся и сказал правду: кредит сын предлагал взять, чтобы производить кирпич летом, в строительный сезон. Мой сын электромонтажник, он говорил мне: увольняйся, откроем кулинарный магазин, будем продавать свою выпечку. У него трое детей, он любит семью. Он никогда бы не пошел на то, в чем его обвинили».
У Алибека Алиева пятеро детей, один страдает детским церебральным параличом. Его мать тоже говорит, что дело сфальсифицировано.
«Обвиняют, что хотели вывезти за город 100 сотрудников акимата. Как им вдвоем под силу это сделать? Тут целое войско нужно, деньги, – говорит мама Алибека Алиева. – Ему говорили, если признательные показания не даст, жену посадят на 5 лет, а детей отправят по детским домам. Сын говорит, что даже не читал то, что ему давали подписывать. Он ни в чем не виновен, мы будем обжаловать приговор».