Некоторые члены правительства непопулярны среди населения и не вытягивают свою сферу, а кто-то просто учится работать на ходу. В Казахстане скопилось много важных проблем, с которыми нужно разбираться. Но уже видно, что правительству не хватает понимания, как это сделать. Такое мнение высказал корреспонденту ИА «NewTimes.kz» политолог Данияр Ашимбаев.
По словам эксперта, изначально на нынешнее правительство никто особых надежд не возлагал, так как это был экстренный варианты для замены. Все понимали, что экс-премьер Аскар Мамин должен был уйти, потому что накопилась психологическая усталость и политические проблемы. К тому же правительство Мамина и так уже вынесло большой груз, связанный с пандемией и решением всех этих проблем.
«Смена правительства произошла в разгар январских событий, и в какой-то степени его состав был ситуационным. То есть некоторых министров заменили буквально на ходу, многие даже заранее не знали об отставке. При этом основной состав это все-таки члены бывшего правительства с небольшими вариациями. А Алихан Смаилов возглавил кабмин, скорее, по традиции, которая сложилась в предыдущие годы, когда премьером становился вице-премьер», — сказал он.
Нынешнее правительство не отличается особой автономностью, не имеет своей какой-то стратегии и отличительных взглядов на ситуацию, добавил эксперт.
«Сейчас кабмин занял роль исполнителя воли президента. Все работы по экономическим и политическим вопросам в основном прорабатывают в администрации президента и в агентстве по стратегическому планированию и реформам. То есть правительство в новой системе исполнительной власти занимает более вторичную функцию исполнителя, и в этом плане оно как бы тянется за событиями», — пояснил он.
Из всего состава правительства, по мнению Ашимбаева, неплохо работают вице-премьер Бахыт Султанов, министр образования и науки Асхат Аймагамбетов, министр юстиции Канат Мусин, а также министр индустрии и инфраструктурного развития Каирбек Ускенбаев, хотя именно его работа в составе прошлого правительства вызывала большую критику.
«Но, по большому счету, многие не ожидают особо долгую судьбу правительства. Все понимают, что сейчас, в условиях внешнеполитической и внешнеэкономической нестабильности и определенного кадрового голода, провести замену достаточно сложно. И это не потому, что нет претендентов на посты, а потому, что нет откровенно хороших претендентов. Ведь некоторые члены правительства, мягко говоря, непопулярны и не вытягивают свою сферу, безынициативны, а где-то просто учатся работать на ходу», — считает он.
Эксперт пояснил, что кадровая политика президента основана не просто на том, чтобы менять людей, а максимально требовать с человека, указывать на его ошибки, чтобы он их исправлял. Как показывает практика, глава государства снимает человека с должности только в случае крайней необходимости и дает ему определенный кредит доверия, считает политолог. Это касается министров, акимов и других руководителей.
«Мы видим, что сейчас огромный поток данных о качестве работы стекается к главе государства. И уже немало было каких-то шумных и громких отставок, а также тех, которые прошли незамеченными. Но во многом они касаются именно качества работы. То же самое с правительством. Я не думаю, что прогнозы, по которым правительство будет работать до осени, не оправдаются. Но мы видим, что уже в течение месяца один или два министра были заменены и даже появился еще один вице-премьер. Хотя правительству еще и 100 дней нет. Поэтому думаю, что с учетом ситуации замены кабмина не будет, но президент постарается максимально повышать коэффициент полезного действия правительства», — высказался Ашимбаев.
В целом он считает, что это правительство будет работать еще около года, но определенные ротации будут идти постоянно.
«Обычно правительство работает в стране два или три года. Я думаю, что нынешний премьер-министр отработает этот срок, но по остальным членам кабмина ответить очень сложно. Если мы посмотрим на предыдущее правительство Мамина, то с момента назначения до отставки правительства свою позиции сохранили только два человека, не считая самого премьер-министра. Все остальные были заменены, а некоторые даже успели поменяться несколько раз. То есть из правительства, которое было назначено в феврале 2019 года, до января 2022 года дотянули только сам премьер-министр, министр юстиции Марат Бекетаев, министр внутренних дел Ерлан Тургумбаев. Все остальные были заменены. Поэтому думаю, что нынешнее правительство ждет такая же судьба. То есть сам премьер-министр будет работать больше года, если совсем не провалится, а министры будут регулярно меняться», — пояснил эксперт.
Он назвал основные пробелы в работе нынешнего правительства. Речь идет о работе по демонополизации, также нет видения реформы госфонда «Самрук-Казына», а по-прежнему предлагаются варианты приватизации разных компаний, которые экономически и политически совершенно не оправданы, уточнил политолог.
«Нет понимания, как будет развиваться сельское хозяйство. Очень много проблем, связанных с тем, что госпрограммы толком не реализуются. По цифровизации в прошлом году было много шума по поводу Сбербанка, теперь понятно, что он выпадает из системы. Но что творится внутри egov, так и нет понимания, как с этим разбираться. По энергетике мы видим мощнейший износ коммуникаций, и попытки активизировать некоторую конкурентную среду в этой сфере показывают, что это небольшой процент. Здесь, видимо, нужно ставить вопрос о расширении госуправления и госсобственности генерации энергетики», — перечислил он проблемы.
Также существуют вопросы заполнения товарных рынков, есть определенные скандалы с оптово-распределительными центрами, вопросы по многочисленным операторам, которые ввело правительство, и они подлежат демонополизация.
«Получается, куда ни копни, везде проблемы. Например, если взять бюджет, то идет в основном заимствование из национального фонда, но многие текущие расходы вызывают вопросы целесообразности, а по остальным — большой вопрос их транспарентности и эффективного использования, а понимания, как решить эти проблемы, явно не хватает. У нас большие проблемы с выстраиванием системы принятия решений, нацпланирования, стабильности управления, контроля за эффективностью госпрограмм», — резюмировал политолог.