Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев резко раскритиковал профильные министерства за затягивание решения назревших проблем и непринятие своевременных мер, передает ИА «NewTimes.kz».
Глава государства поручил Правительству незамедлительно приступить к работе и в оперативном режиме решить конкретные вопросы. Особое внимание, по его словам, должно быть уделено пересмотру тарифной политики в аэропортах.
«Отдельное внимание нужно уделить вопросу пересмотра текущей тарифной политики аэропортовых услуг. На протяжении последних 10 лет они были повышены лишь один раз, в этом году. Сдерживание тарифов, как показывает практика, приводит к высокому износу инфраструктуры. Пересмотр тарифов должен гарантировать улучшение сложившейся ситуации. Вместе с тем необходимо обеспечить сбалансированный подход без резкого повышения цен. Внедрение принципа «тариф в обмен на инвестиции» должно стать базовым условием развития отрасли на ближайшие годы. Создание благоприятного делового климата – стратегическая задача. Следует внимательно выслушать инвесторов. Вызывает вопросы чрезмерная зарегулированность неавиационных услуг в аэропортах. Сложные бюрократические процедуры отбора компаний путем проведения конкурсов, ограничение сроков действия договоров – все это надо прекращать», — подчеркнул Токаев.
Президент назвал формирование полноценных авиахабов на базе ключевых аэропортов первоочередной задачей. Он подчеркнул, что транзитный карго-трафик сейчас приносит низкую добавленную стоимость и ограничен дозаправкой и стоянками без обработки грузов.
Токаев заявил:
«Необходимо четко определить конкурентные преимущества каждой воздушной гавани и кардинально переформатировать рабочие процессы. Сегодня транзитный карго-трафик создает низкую добавленную стоимость. Как мы видим, в основном он ограничен дозаправкой и техническими стоянками без значимых операций по обработке и консолидации грузов. Имеющийся потенциал в полной мере не реализован из-за недостаточно развитой инфраструктуры. Следует обеспечить эффективную деятельность специальных экономических зон. Льготные условия должны быть адаптированы под специализацию каждого хаба».
Кроме того, президент поручил решить вопросы по авиатопливу, отметив, что развитию отрасли мешают высокая цена и недостаточные объемы внутреннего производства. Он предложил нарастить производство в стране, диверсифицировать импортные поставки и создать научно-исследовательский институт авиации и лаборатории сертификации топлива.
Токаев также подчеркнул необходимость поддержки первой национальной грузовой авиакомпании и развития флота, а также снятия ограничений на эксплуатацию грузовых самолетов старше 25 лет.
Особое внимание президент уделил цифровизации в сфере грузоперевозок и подготовке кадров. Он поручил развивать систему «единого цифрового окна» и принимать меры по подготовке квалифицированных специалистов, включая сотрудничество с международными учебными заведениями и создание центров компетенций.