Политолог Талгат Калиев проанализировал в своем канале Kaliyev Channel новый состав Кабмина, объяснив, что ждет каждого из министров, и кто крепче всех стоит на ногах на политическом олимпе, передает ИА «NewTimes.kz».
Редакция NT публикует текст полностью и без изменений.
«Размышления о бесполезности переназначений необъективны, поскольку не учитывают степень влияния каждого из участников на политический процесс, равно как складывающуюся из суммы этих векторов совокупный результат. Между тем, стрессовая перезагрузка в самом разгаре и зависит от индивидуальных усилий каждого из обитателей высоких кабинетов.
Премьер-министр Аскар Мамин, безусловно, прибавил в политическом весе и закрепляется в высшем эшелоне власти. До сих пор демонстрировавшему себя в качестве опытного и эффективного управленца Аскару Узакпаевичу предстоит осваивать и роль политика. Поскольку нынешняя должность обязывает находить баланс между интересами самых влиятельных кругов, умело управлять разновесными членами собственного Кабмина, находиться под самым пристальным вниманием прессы, общественности и парламента. От степени готовности к новой роли и зависит успех или провал нового Премьера и прочность его позиций в высшем эшелоне.
Фигуры вице-премьеров. Женис Касымбек укрепляется в верхнем эшелоне. О чем свидетельствует его новое назначение. Одновременно он утратил реальные инструменты влияния на процесс через самостоятельное управление отраслью и распределения крупных финансовых потоков, заменив их условными рычагами полномочий вице-премьера и сопровождающейся этим статусом ответственностью.
Гульшара Абдыкаликова получила схожий условный контроль над социальным блоком. Но, очевидно, что ей будет сложно контролировать сферу труда и соцзащиты, которую возглавил устойчивый тяжеловес Бердибек Сапарбаев. Поэтому ей продуктивнее сконцентрировать вектор усилий на образовании и науке, где неискушенный в политике новый министр серьезного сопротивления оказать не сможет и, в меньшей мере, на здравоохранении. Где Елжан Биртанов сейчас получил шанс закрепиться в верхнем эшелоне.
Закрепление позиций продолжается и у Даурена Абаева, получившего под контроль и сферы религий, гражданского общества и молодежи, тем самым, сконцентрировавшего в одних руках всю идеологию. Но это же, одновременно, сопровождается концентрацией ответственности за настроения общества.
Перспективы новобранца Сапархана Омарова, безусловно, зависят от его способности преодолеть определенное сопротивление отрасли и собственного аппарата. Можно прогнозировать разоблачения и информационные атаки в аграрном секторе или, наоборот, информационный штиль, который можно расценивать как признак безропотности и соглашательства нового министра, принявшего правила игры в запутанном аграрном секторе.
Руслан Даленов также подвергнется тесту на соответствие уровню верхнего эшелона власти. Демонстрация овощей и публикации о личном уже сегодня являются признаками растерянности в новом качестве. Между тем, презентация имеет значение, поскольку принцип неотвратимости образа работает безотказно, и второго шанса произвести первое впечатление судьба не представляет никому.
В данном контексте интуитивно верно двигается министр внутренних дел Ерлан Тургумбаев, синхронизирующий свои первые действия с отдельными ожиданиями общественности. Однако общественность главным образом ожидает контуры подлинной глубокой модернизации полиции, суть которой будет заключаться не в очередных внешних изменениях, а в качественной смене парадигм.
Роман Скляр успел понравиться публике. Однако, учитывая масштабы деятельности его министерства и предполагаемый объем значительных финансовых потоков, который предстоит ему модерировать, главным вызовом станет выстраивание отношение с элитными группами. Которые неизбежно заявят претензии на участие в освоении бюджетных средств. Влияния многих из них достаточно, чтобы, в зависимости от договороспособности нового министра, либо оказать ему поддержку, либо устроить саботаж. И очевидно, что объем финансов далеко не пропорционален количеству претендентов на освоение и размерам их претензий. Соответственно, количество недовольных новым министром будет несравненно больше. И Роману Скляру суждено оказаться под огнем критики и политических атак.
Поэтому единственно верным выходом для него является результативная работа с крайне прозрачным и объективным выбором подрядчиков. Правда, очевидно, что это невозможно, поэтому атаки можно считать неизбежными.
Куляш Шамшидиновой предстоит разгребать авгиевы конюшни, накопленные предшественником. В ходе этого неизбежен конфликт интересов с прежними выгодополучателями, издателями и разработчиками учебников, организаторами разного рода образовательных программ. Которые, в свою очередь, будут тестировать нового министра на прочность. Не успев набрать соответствующего политического веса и освоиться в верхнем эшелоне, Куляш Шамшидинова не застрахована от ошибок и эмоциональных решений. Но ее сторонником может оказаться общественность, которая была чрезвычайно недовольна деятельностью ее предшественника.
Сложнее всего придется Алихану Смаилову, который, не успев полноценно освоить ролевую модель в верхнем эшелоне, должен вступать в тамбур высшего.
Серьезной опорой новому премьер-министру должен стать руководитель канцелярии Дархан Калетаев, комфортно чувствующий себя в верхнем эшелоне тяжеловесный политик. В новом качестве именно ему предстоит осуществлять синхронизацию разных векторов министерств в один целый — правительственный. И, вполне возможно, что неопытные министры будут обращаться к нему за советами в сложных ситуациях. Которых будет немало».