Возрождение традиций по «Рухани жаңғыру»: Историк рассказал, какой обычай казахов считает национальным брендом

Глава государства Нурсултан Назарбаев инициировал реализацию уникальной программы «Рухани жаңғыру», призванной возродить национальный код, лучшие традиции и обычаи народа. «Без этого модернизация превратится в пустой звук», — отмечает глава государства. По мнению Елбасы, основой культурно-генетического кода является особое отношение к родной земле, ее культуре, обычаям и традициям. Об одном из обрядов, освещенном веками жителями Великой степи и ставшим духовным брендом Казахстана изданию «Вечерний Алматы» рассказал директор Института истории и этнологии имени Валиханова Зиябек Кабульдинов.

Фото взято с сайта e-history.kz

— Издревле жители Великой степи отличались традиционным гостеприимством. Практически ни один народ в мире не мог в этом с ними сравниться. Эта традиция формировалась на протяжении многих веков и тысячелетий. Пожалуй, одним из первых иностранцев радушие и гостеприимство наших предков засвидетельствовал древнегреческий историк Геродот: «Они (саки. – Прим. авт.) и соседей своих примиряют в несогласии, и кто в бегстве прибегнет к ним под защиту, тому никто не причиняет обиды».
Богатые и бескрайние пастбища, позволяющие содержать многочисленное поголовье скота, личная свобода, честолюбие степняков позволяли нам не только жить самим в достатке, но и оставлять запасы продуктов для гостей, которые в степи считались путниками, направленными Всевышним. В хозяйстве или имуществе любого степняка обязательно была и «доля» гостя. 
Необходимо отметить, что гость всегда находился под защитой хозяина. Не могли оскорбить гостя и осквернить древний обычай гостеприимства даже всесильные правители, потому что те и другие, выполняя завет своих предков, уважительно относились к конаку (гостю. – Прим. авт.).
В конце XIX века российский исследователь немецкого происхождения Виктор фон – Герн писал: «Казахи… до сих пор отличаются приветливостью, добродушием и гостеприимством, которое возведено у них даже в культ». Любой гость всегда находился под крепкой и надежной защитой хозяина. Один из видных немецких исследователей Казахстана XIX века Ф. фон Хелльвальд по этому поводу также отмечал: «Киргиз-кайсаки в высшей степени гостеприимны, так что чужестранец может спокойно спать в юрте, не боясь быть ограбленным или убитым». 
Французский исследователь Ш. Е. Ужвальд де Мезе – Ковезд также по достоинству отметил эту удивительную и уникальную черту характера жителей Великой степи: «По своим человеческим качествам казах весел, открыт, умен, честен и очень гостеприимен. ...Они встречают иностранцев в своих кибитках с отменным гостеприимством». 
Не могли не заметить этого и американцы, работавшие в крае, как правило, в английских горнорудных компаниях. Так, в конце XIX века в степях Казахстана некоторое время работал американский инженер Э. Нельсон Фелл, который не сумел сдержать своего восхищения: «Это, конечно, чудесный закон, и ему повинуются повсеместно. Гостю аула ни в чем нельзя отказать, неважно, каковы были взаимоотношения между ним и хозяином… Долг гостеприимства властвует над всеми другими чувствами. Большинство законов и обычаев иногда нарушается, но этот закон никогда». 

У степняков существовал обычай қонақ-асы (пища для гостя. – Прим. авт.), согласно которому каждый из них обязывался предоставлять бесплатное угощение и ночлег любому гостю. Нежданного гостя казахи называли «посланником Всевышнего» и поэтому не могли не принять его достойно. Вот как этот обычай описывает российский исследователь Н. Изразцов: «Впрочем, киргизы гостеприимны и в этом случае не отличают своих от чужих. По обычаю, гость – дар Бога, и его следует накормить, не жалея средств. У них принято считать, что все, что делается для гостя, делается для Бога».

Более того, по поверьям казахов, «Қырықтың бірі қыдыр» («Один из сорока – святой Кыдыр») и гость с собой обязательно приносит счастье и благоденствие. Поэтому эта поговорка заставляла кочевников принять их достойно. Отказавший в предоставлении конак-асы подвергался общественному осуждению. Оставшийся без угощения и приюта путник мог преспокойно заявить об этом степному бию (судье. – Прим. авт.). Нередко за несоблюдение и нарушение священного обычая гостеприимства скупых хозяев наказывали штрафом – ат-тон айып (штраф в размере коня и шубы. – Прим. авт.). Этот вид наказания зафиксировал А. Гейнс: «Каждый путешественник должен быть угощаем по мере возможности. Если хозяин не пустил в свою юрту путешественника, то он должен заплатить истцу лошадь и халат». 

От гостя требовалась самая малость: передать как можно больше новостей и другой ценной информации, о чем поведал польский ссыльный Б. Залесский: «Если гость хочет быть любезным, то он должен много есть и как можно больше говорить!»
А обычай ауыз тиу («отведать угощение». – Прим. авт.) был древним обычаем степняков. Кто бы ни приходил в дом, юрту, хозяева его не отпускали до тех пор, пока он не отведает угощения и не произнесет бата (благодарение. – Прим. авт.). 

Восторгался уникальным обычаем гостеприимства, которого не было у многих народов мира, и польский ссыльный А. Янушкевич: «Если вдоль всего земного шара расселить казахов, то благодаря им можно было бы объездить весь мир, не потратив на то ни одной копейки».
Необходимо отметить, что древ­ний неписаный обычай распространялся и по отношению к своему заклятому врагу, о чем свидетельствует еще в 1803 году российский исследователь Я. Га­вер­довский: «Неприятель в день самой брани, прибыв к кибитке своего врага под видом гостя, найдет у него пристанище».

Известный знаток русского языка В. И. Даль в свое время так же заметил чрезмерное гостеприимство казахов: «Коль уж ты попал на землю казахскую, то прибереги свой кошелек в кармане и не вытаскивай его, ибо здесь не принято считать копейки, для здешнего народа это просто чуждо».

У казахов бытовал и обычай ерулік – традиция приглашения новоселов в гости родственниками и соседями. Новоселов, переехавших из другой местности, родственники или соседи приглашали на угощение. Этим они выражали свое особое внимание и добрые намерения. Этот обычай помогал переселенцам быстрее адаптироваться и привыкнуть к новому месту жительства и поближе познакомиться с жителями аула. 

Широко бытовал обычай қалау, когда любой гость мог выбрать приглянувшуюся ему в доме вещь. При этом хозяин не мог отказать выбору гостя. Таким образом формировались основы дружеских отношений. В ходе экспедиции по аулам Западной Сибири мы были свидетелями действия этого обычая в советское время. 

Обряд «Қымыз-мұрындық» открывал сезон кумыса, когда с весны скотоводы начинали массовое доение кобыл. По этому случаю приглашали аульчан и угощали их первым кумысом. Устроителям қымыз-мұрындықа ақсакалы давали свои бата (благословения. – Прим. авт.). Продажа кумыса гостям и одноаульцам категорически запрещалась. 
В зимнее время местное население приглашало всех жителей аула, родственников на обязательное угощение заготовленным впрок конским мясом (соғым) – «омыртка» (позвоночник. – Прим. авт.). 

Кстати, во время приема пищи первым начинал трапезу хозяин дома. Видимо, этот обычай был отголоском тех далеких времен, когда существовали случаи отравления гостей. В этой связи знаток казахской этнографии А. Даль еще в XIX веке подчеркивал: «Нельзя принимать пищу, прежде чем не отведает хозяин».

Традиции гостеприимства поддерживались и многочисленными пословицами и поговорками, которыми изобилует речь любого казаха. В начале третьего тысячелетия традиция гостеприимства нашла свое достойное продолжение. Весь окружающий мир позиционирует казахстанцев как самый гостеприимный народ в мире. Это стало неписаным и негласным правилом и стереотипом поведения всех казахстанцев. Традиция гостеприимства хорошо работает на формирование дружественных отношений между представителями различных этносов по отношению друг к другу. Поэтому мы должны всегда помнить и не забывать, что казахи, казахстанцы – один из самых гостеприимных народов в мире. И это наше главное национальное достоинство и наш выдающийся национальный бренд. Молодежь не должна забывать эти древние традиции…