1 февраля — Всемирный день хиджаба. Что такое хиджаб — своеобразный ответ миру, где женское тело сексуализируют и воспринимают как товар, либо это проявление стокгольмского синдрома? Корреспондент ИА «NewTimes.kz» попыталась разобраться, почему женщины, одетые в хиджаб, порой вызывают раздражение у окружающих.
Хиджаб никогда не был «просто платком», а глобализация и вовсе превратила кусок ткани в культурный, религиозный и политический символ, который олицетворяет мусульманский мир и наше представление о нем. В подобной ситуации появление в обществе женщины в хиджабе часто встречает неоднозначную реакцию. Кто-то спокойно относится к этому, кто-то удивленно. У некоторых людей появление женщины в хиджабе в общественном месте, на работе или в учебном заведении вызывает неприязнь, непонимание, а иногда и протест.
В Казахстане министр образования и родители учениц оспаривают право на ношение хиджаба в суде, во Франции только утихли скандалы вокруг запрета буркини, из-за которого представителей власти обвинили в исламофобии, а буквально на днях в Австрии решили запретить бурки и никабы, закрывающие лицо.
Во многом подобные общественные споры обусловлены усилившимися миграционными процессами, когда число представителей мусульманской культуры в европейских странах стало быстро расти, что вызвало у коренных жителей подсознательное чувство тревожности.
Это чувство, в свою очередь, пробудилось в результате того, что мигранты, вместо того, чтобы ассимилироваться в странах, которые любезно предоставили им кров и убежище, являясь носителями другой культуры, тесно связанной с религиозными представлениями и ценностями ислама, продолжили жить в новом мире, не изменяя своим ценностям, порядкам и обычаям.
Усугубились эти противоречия с ростом международного терроризма и числом актов его насильственного проявления, так как преобладающими представителями террористических организаций стали выходцы из арабского мира. Если взрослые все-таки способны сдержанно относиться к открытому проявлению культуры, в том числе тесно связанной с религиозными представлениями, то дети и подростки иногда могут быть жестокими к своим сверстникам.
Юная уроженка Республики Бангладеш Назма Кхан (Nazma Khan), ставшая по воле судьбы американской школьницей, а затем и студенткой, сполна почерпнула весь этот негатив. Когда она повзрослела, воспоминания детства и юности подтолкнули ее к идее учредить Всемирный день хиджаба.
Назма Кхан преследовала своей целью донести до всего мира тот факт, что ношение хиджаба не является признаком принадлежности к какой-то террористической организации или секте, не направлено на социальный протест против традиционной культуры светских и христианских государств. Праздник призван подчеркнуть право женщины следовать традиционной культуре, не подвергаясь насмешкам и нападкам со стороны тех, кто не носит его, особенно в обществе, провозглашающем себя поборником гуманистических принципов.
Фото: undefined
В Международный день хиджаба мусульмане разных стран проводят оригинальный флешмоб, предложенный пять лет назад жительницей Нью-Йорка Назмой Кхан. Всем желающим предлагают провести один день в хиджабе, прикрывая свое тело от взоров посторонних мужчин.
Удивительно, но, пожалуй, хиджаб — это единственный вид одежды, который вызывает жаркие споры в нашем обществе. Даже самые модные новинки фешн-индустрии не так волнуют определенную часть общества, как мусульманские платки и балахоны.
С другой стороны, не меньше удивляет и нежелание некоторых мусульманок понять, почему в обществе именно они вызывают негативное отношение к себе.
Многие люди хорошо относятся к исламу, мусульманской культуре, но как только разговор заходит о хиджабах, их отношение резко меняется на противоположное.
Почему так происходит? Молодые мусульманки, как правило, над такими вещами не задумываются. А если и задумываются, то винят в этом кого угодно, но только не себя.
Давайте попробуем честно, «без купюр» разобраться в этом.
Противники религии находят в хиджабах несоответствие нормам светского общества.
Но понимание светскости как пространства стерильного от любых религиозных проявлений — крайне ограниченное видение социальной действительности. На самом деле этого трудно, практически невозможно добиться в реальной жизни. Исторически так сложилось, что религия растворена в современной светской культуре настолько, что стала неотъемлемой частью нашей жизни. Религия неразрывно связана с нашей культурой. По крайней мере, на сегодняшний день.
Почему противники хиджабов выступают только против женского платка? Ведь, по их логике, надо тогда бороться и с бородой, как в свое время это делал Петр I.
В исламе, например, борода признается традицией Пророка, а в православии брадобритие когда-то некоторыми богословами приравнивалось к содомскому греху. Не исключено, что многие люди носят бороду по религиозным соображениям.
Борода для верующих — это, так сказать, мужской вариант хиджаба. Но борода не вызывает такого раздражения в обществе. Многим борода даже нравится.
Столь избирательный подход в неприятии исключительно мусульманских платков в обществе, на первый взгляд, кажется странным. Однако настоящая причина этого кроется не в том, что платки несовместимы со светскими принципами, а в том, что данное отторжение вызывают порой женщины, их надевающие. Причина на самом деле здесь психологическая, а не юридическая.
Не секрет, что очень часто девушки в платках вызывают негатив лишь потому, что хорошо знают о своих правах, но не признают при этом за собой никаких ответных обязательств. Ведут себя так, будто все им все должны, а они сами — никому ничего. Нередки случаи и их пренебрежительного и даже агрессивного отношения к тем, кто не носит платки.
Не секрет, что очень часто девушки в платках вызывают негатив лишь потому, что хорошо знают о своих правах, но не признают при этом за собой никаких ответных обязательств. Ведут себя так, будто все им все должны, а они сами — никому ничего. Нередки случаи и их пренебрежительного и даже агрессивного отношения к тем, кто не носит платки
Я сама не раз из их уст слышала рассуждения о том, что для женщины существуют лишь две альтернативы: либо хиджаб, либо беспутство.
Они почему-то высокомерно считают себя особенными, и лишь потому, что сподобились надеть платок, а всех остальных женщин, не носящих хиджаб, — автоматически порочным и развратными.
Все это очень далеко от реального положения вещей.
У ветерана египетской журналистики Шариф аш-Шубаши однажды спросили: «Действительно считаете, что 99% шлюх носят хиджаб?».
«Да, это факт, известный любому офицеру полиции», — ответил он.
«Высокопоставленный офицер полиции, имя которого я не стану называть, позвонил мне и сказал, что я прав, что они не только хиджаб, они и никаб носят.
Есть такая поговорка: более слеп тот, кто отказывается видеть. Мы отказываемся видеть истину.
Они боятся, и они пользуются хиджабом для того, чтобы выглядеть как уважаемые женщины», — утверждает журналист.
«То, что я пытаюсь сказать – хиджаб это не некая магическая стена, которая может превратить женщину – лгунью и аферистку в чистое, достойное, набожное и целомудренное существо.
Если хиджаб на самом деле символ чести, достоинства и морали, почему все женщины-заключенные в Египте носят его? Их не посадили в тюрьму за добрые дела. И, несмотря на это, все эти убийцы, воровки и проститутки носят хиджаб. 99% египетских проституток носят хиджаб.
Что, женщина, напялившая на себя хиджаб, внезапно трансформируется в доброго, целомудренного и морального индивидуума? Этого не происходит.
Хиджаб олицетворяет собой комплексы и озабоченность, сидящие в голове мужчины, его восприятии женщин. Мужчина верит в то, что если его жена носит хиджаб, она немедленно превращается в целомудренную женщину.
Я хочу сказать каждой женщине и девушке Египта, носящей хиджаб: это ваша свобода, но удостоверьтесь в том, что вы носите его на основании абсолютной уверенности, что так приказано Аллахом. Ежели, напротив, вы носите его из страха перед вашими отцом, братом или мужем, я говорю вам: уберите его, потому что ислам не хочет, чтобы вы носили хиджаб из страха», — сказал он.
Исламский прововедник из России Рустам Батыр приводит пример из своей жизни. Еще до начала войны в Сирии он некоторое время жил в Дамаске, славящемся огромным количеством мечетей и «религиозной атмосферой».
«Как-то наш новый знакомый решил в Дамаске прибегнуть к услугам жриц любви. Будучи человеком опытным в подобных делах, он со знанием дела отправился на известную по этой части улицу, где похотливые мужчины могли без труда найти для себя все желаемое.
И когда к нему вышла, так сказать, старшая в группе представительниц древнейшей профессии, даже этот видавший виды развратник был потрясен до глубины души. Она вышла к нему предлагать услуги своих подопечных в длинном широком платье и платке.
«Ладно я, пропащий человек, — сокрушался наш случайный попутчик, — но как можно совмещать несовместимое!».
«Это одно, а это совершенно другое», — невозмутимо ответила ему сутенерша, поочередно указывая на свое облачение и на девушек легкого поведения.
Раздосадованный сластолюбец ушел прочь ни с чем, так и не сумев преодолеть своего отвращения», — поведал богослов.
А теперь перенесемся в Таджикистан. Еще недавно мы были одним государством — СССР. Но после развала страны, Таджикистан упал в пучину нищеты и так из нее и не выбрался. Таджикские мужчины уезжают на заработки, а женщины с детьми выживают, как могут. Люди там очень религиозные, но это не помогает им почему-то поднять страну на ноги.
Как и многим уличным проституткам Таджикистана, 24-летней жительнице Душанбе Рафоат нужна была хоть какая-то защита «от постоянных оскорблений и словесных нападок на улицах». Она сменила короткие юбки, обтягивающие кофточки и броский макияж на хиджаб, пишет Азаттық радиосы.
Как отмечают журналисты, род ее деятельности сопряжен с опасностью — зачастую Рафоат приходится поджидать своих клиентов на слабоосвещенных улицах в центре Душанбе, что, учитывая общественные стереотипы, ставит проституток в уязвимое положение.
«Мужчины останавливают свои машины, оскорбляют проституток в мини-юбках и угрожают», — говорит Рафоат, назвавшая только свое имя.
Рафоат остается лишь вовремя проявить свою смекалку. Иногда проезжающие мимо мужчины останавливают свои автомобили и предлагают ее подвезти. Рафоат приходится быстренько вычислять, имеет ли она дело с потенциальным клиентом или мусульманином, желающим помочь тому, кто «мог пропустить последний автобус».
Среди казахстанских девушек, носящих хиджаб, увы, также есть случаи недостойного поведения. Другими словами, хиджаб сам по себе — это не гарантия благочестия. Дело не в платке, а в самом человеке.
Нашим самовлюбленным религиозным сестрам, абсолютизирующим хиджаб, в данной связи можно задать вопрос, который многое ставит на свои места: «Что лучше: проститутка в хиджабе или целомудренная женщина без платка?».
Мусульманские богословы уже давно нашли ответ на этот вопрос.
Не случайно они различают хиджаб на внешний и внутренний. Внешний хиджаб сам по себе — только обертка, значимость которой определяется лишь содержанием — хиджабом внутренним, т.е. совокупностью тех нравственных качеств, которыми должна обладать по-настоящему верующая женщина.
Но именно этого зачастую и нет у некоторых девушек, демонстративно носящих платок.
Иногда вообще складывается впечатление, что хиджабом подобные девицы пытаются на самом деле спрятать свои недостатки и внутренние комплексы. Хиджаб для них как маска, под которой скрывается не утонченная интеллигентная натура, а грубая и неотесанная баба.
К сожалению, подобные барышни порой ведут себя так, будто все остальные люди не стоят и одной нитки из тряпок, которыми они укутаны.
На какую ответную реакцию людей они в таком случае рассчитывают?