Сенаторы предлагают вернуться к строгому регулированию цен на продовольственные товары. Другого способа сдержать постоянное подорожание они пока не придумали. Льготное кредитование и социальные магазины, по словам депутатов, со своей задачей справляются слабо, передает ИА «NewTimes.kz» со ссылкой на телеканал КТК.
В Уральске на рынках продавцы предлагают только местную картошку. Импортной, которую раньше привозили из России и дальнего зарубежья, здесь почти нет.
А она могла бы составить конкуренцию продукции отечественных производителей. Приходится довольствоваться тем, что есть.
За килограмм просят уже 220 тенге. Морковь и капуста не отстают.
«250 — капуста, потом лук. Ну, его еще можно по невысокой цене найти, а картошка дорогая. Уже не поешь вволю, чтобы пожарить. А к мясу мы вообще не подходим. Кости в «Лидере», суповые наборы берем и этому рады!» — говорит пенсионерка Елена Калинина.
Продавцы говорят, спрос упал. Те, кто раньше запасался на зиму мешками, стали покупать значительно меньше. И неудивительно, цена на овощи за месяц выросла на 40-50 тенге.
«Сейчас цены очень сильно растут. Мы даже сами не ожидали. Месяц назад картошка была, например, 180, сейчас уже 220-210. Мы не виноваты в этом, тоже удивляемся, жалко людей, что покупают по таким ценам.
На капусту цена опять выросла, каждую неделю все больше и больше, то 10, то 20 тенге прибавляется», — говорит продавец Ася Алиева.
Покупатели удивляются: местная продукция по логике должна быть доступной. А чиновники говорят: ничего удивительного. Один подорожавший продукт тянет за собой все остальные. Подыгрывает и погода.
«Погодные условия текущего года для растениеводов оказались неблагоприятными. Сорокоградусная жара в мае, июле, августе отразилась на урожайности картофеля и бахчевых культур. Также удорожание стоимости удобрений и пестицидов отразилось на себестоимости произведенной продукции», — поясняет заместитель начальника управления сельского хозяйства ЗКО Денис Умашев.
На севере на жару не жалуются. И цены, например в Петропавловке, чуть ниже. Картофель — по 180, морковь — 220. Но и здесь стоимость меняется.
Только за последнюю неделю прибавилось примерно 20 тенге. Торговцы говорят, дорожать будет и дальше. Все потому, что на главной овощной оптовке, где закупаются городские рынки, практически нет ни продавцов, ни товара.
Местные овощеводы не скрывают: собрали урожай и положили в хранилища, ждут подорожания.
Конкуренты с юга отказываются везти урожай на север. Говорят, невыгодно.
Сильно сказались взлетевшие цены на топливо.
«Раньше за большую машину 100 тыс платили, сейчас 250. Привозим 10 тонн. Тогда нам 7-8 тенге, сейчас 30 тенге на килограмм сверху добавляется. Вот теперь считайте: люди брали по 100 тенге, сейчас 150, скажут, что дорого. Вот так все стоит. И там стоит, и здесь стоит. И торговли нет», — рассказывает продавец Тахир Нуралиев.
Сенатор Бауыржан Каниев раскритиковал меры, предпринимаемые правительством по сдерживанию цен на основные продукты питания.
Льготные кредиты под 6%, по его словам, многим предпринимателям и фермерам недоступны. А социальных магазинов, где продукты продаются по сниженным ценам, слишком мало, чтобы они могли влиять на рынок.
«Правительство должно в первую очередь утвердить предельные цены на социально значимые товары и вести строгий контроль изменения их стоимости. Потому что другие подходы мало влияют на цены», — заявил Бауыржан Каниев.
Подкрепил свои слова депутат данными бюро нацстатистики: в среднем по стране с начала года морковь подорожала на 45%, картофель — почти на 40% и лук — на 11%.
Экономить на покупке продуктов, овощей и фруктов приходится большинству горожан в Шымкенте. Позволить не переживать об этой статье расходов могут единицы.
В начале октября мы писали о том, что владельцы костанайских супермаркетов вынуждены торговать себе в убыток социально значимыми товарами. В числе неприбыльных оказались овощи, сахар и подсолнечное масло
На них в регионе были установлены предельные цены. И повышать их продавцам нельзя в течение квартала.
При этом поставщики вправе менять отпускную стоимость социальных продуктов в сторону повышения. За последние месяцы закуп стал дороже реализации.