За десять месяцев текущего года в Казахстане произвели 3,89 млн тонн бензина и 4,2 млн тонн дизельного топлива, передает ИА «NewTimes.kz» со ссылкой на Ranking.kz.
Сегодня основной объем бензина и дизтоплива в РК производят три нефтеперерабатывающих завода (далее НПЗ) — Атырауский нефтеперерабатывающий завод, Павлодарский нефтехимический завод и Шымкентский нефтеперерабатывающий завод «ПетроКазахстан Ойл Продактс». Все эти НПЗ построены в прошлом веке. А к 2018 году была проведена масштабная модернизация этих заводов.
После модернизации НПЗ производят автомобильный бензин марок Аи-92-К4/К5, Аи-95-К4/К5, Аи-98-К4, реактивное авиатопливо, экологически чистое дизтопливо, гранулированную техническую серу, параксилол, бензол, вакуумный газойль, сжиженный углеводородный газ, топочный мазут, нефтяной кокс, нефтяной дорожный битум и другие виды нефтепродуктов. АНПЗ также выпускает зимнее дизельное топливо Altay-45.
«В итоге за 2020 год, несмотря на пандемию и резкое снижение потребления углеводородов в целом и ГСМ в частности во всем мире, в Казахстане производство бензина практически не сократилось, составив 4,5 млн тонн. Более того, производство в прошлом году выросло почти в полтора раза. Так, например, производство газойля за весь прошлый год составило около 5 млн тонн», – рассказали аналитики.
Эксперты отметили, что сегодня на рынке ГСМ РК складывается парадоксальная ситуация: с одной стороны, при модернизации НПЗ были учтены и заложены в планы внутренние потребности в топливе, и на текущий момент эти потребности НПЗ перекрывают. С другой – год за годом, особенно в плодоовощной период, дешевое топливо из страны фактически «вымывается» транзитным потоком транспорта.
«В итоге на рынке возникает искусственный дефицит, что ведет к необходимости закупки ГСМ в тех же странах, куда ушло дешевое казахстанское топливо, но уже по более высокой стоимости. То есть ГСМ в РК дорожает, потому что дешевое. Поясним, по ценам на бензин Казахстан входит в топ-10 самых «дешевых» стран мира. А по ценам на дизельное топливо находится на 21-м месте из 167. Между тем во всех приграничных странах и, главное, в тех, что входят в состав СНГ – России, Узбекистане, Кыргызстане, топливо не просто дороже, а намного дороже. Так, по данным GlobalPetrolPrices на 22 ноября текущего года, в России бензин стоит почти на 50% больше, чем в Казахстане, а в Кыргызстане – на 64%, в Узбекистане – более чем вдвое. И это не считая Китая, где бензин и вовсе дороже почти втрое», – заявили специалисты.
Также, по словам аналитиков, помимо транзитного транспорта, топливо из РК «вымывается» особенно заметно во всех приграничных регионах: заехать в Казахстан заправиться давно стало нормой, и не только в рамках ЕАЭС.
«Простейший пример: заместитель акима соседствующей с Россией ЗКО Темирхан Мендыгалиев сообщил, что транзитные большегрузы разбирают более 70% выделяемого на регион дизтоплива. Фуры, следующие из европейской части России на восток, заезжают в Казахстан и пользуются бесплатными дорогами, попутно заправляясь казахстанским топливом. И это не говоря о контрабанде, приваренных дополнительных баках и прочих хитростях, применяемых водителями, и не только», – сообщили специалисты.
Читайте также: Куда жаловаться казахстанцам, если на АЗС не продают бензин
Напомним, в ноябре этого года в РК введен очередной шестимесячный запрет на вывоз бензина и дизтоплива автотранспортом (ранее такой запрет уже вводился в апреле).
«По подсчетам Минэнерго только с мая по сентябрь текущего года спрос лишь на дизельное топливо превысил показатели аналогичного периода 2020-го на 480 тыс тонн – месячный объем производства трех НПЗ. Фактически спрос увеличился на 50–60 тыс тонн в месяц, и наиболее заметный скачок потребления в РК ожидаемо фиксируется именно в приграничных областях», – подчеркнули эксперты.
При этом они добавили, что ситуация могла бы быть забавной, не будь она столь неприятной: топливо из Казахстана вывозится даже по воздуху. Так, Минэнерго заявляет о нехватке авиатоплива, притом что объем производства отечественных НПЗ полностью покрывает потребности авиакомпаний, выполняющих пассажирские перевозки.
«Дело в том, что на рынке авиаперевозок наблюдается скачок в секторе транзитных услуг, обеспечение которых потребует импорта авиатоплива, так как казахстанское, как более дешевое, в буквальном смысле улетает из РК. Конечно, при таком раскладе дефицит в секторе и сопутствующий ему рост цен закономерны. Прошлый год – год локдаунов и закрытых границ – отлично показал «стерильную» ситуацию, при которой в отсутствии стороннего «вымывания» внутреннее потребление ГСМ в РК было перекрыто с лихвой и цены на топливо падали. Так, по итогам октября 2020 года то же летнее дизтопливо подешевело на 1,5%», – рассказали специалисты.
Стоит отметить, что цены на бензин и дизельное топливо в РК с 2016 года государством не контролируются и регулируются рынком. В этих условиях искусственный дефицит будет неизбежно приводить к росту цен, причем пытаться перекрыть этот дефицит, наращивая внутреннее производство, бесполезно: речь не идет о потребностях казахстанцев, а вывоз из РК будет происходить в любом случае, просто в силу разницы цен.
Впрочем, роста цен на ГСМ стоит ждать в любом случае, даже без каких-либо специальных действий со стороны государства.
К слову, до 1 января 2025 года в рамках Евразийского союза будет сформирован общий рынок нефти и нефтепродуктов, что неизбежно уравняет цены на топливо в РК и в странах-союзниках. К примеру, на текущий момент в той же Беларуси, входящей в ЕАЭС, бензин стоит на 84%, а дизтопливо – на 48% дороже, чем в Казахстане.
27 сентября стало известно, что на заправках казахстанских городов наблюдались длинные очереди за горючим. На некоторых АЗС действовали лимиты и талоны.
В профильном министерстве пояснили, что перенесли плановый ремонт на Павлодарском НПЗ из-за уборочной кампании.
С 1 октября продлили запрет на вывоз из страны бензина и дизтоплива автотранспортом.
11 ноября стало известно, что двухнедельные запасы топлива могут стать обязательными для всех АЗС.
18 ноября министр энергетики РК Магзум Мирзагалиев прокомментировал рост цен на горюче-смазочные материалы.
С 21 ноября бензин и дизтопливо запретили вывозить из Казахстана.
Читайте также: Прогнозы не радуют: Что будет с бензином и дизелем в Казахстане этой зимой