На фоне спокойной макроэкономической ситуации в стране и за рубежом, курс тенге продолжает снижаться. В четверг на бирже доллар подорожал до 542,08 тенге – сразу на 3,44 тенге. Объем торгов при этом составил 254,9 млн долларов, что на 16 млн меньше, чем днем ранее, передает ИА «NewTimes.kz».
Как отмечают в Ассоциация финансистов Казахстана, объективных факторов для резкого ослабления нацвалюты нет. Ситуация как внутри страны, так и на внешних рынках остается относительно нейтральной. Однако всплеск спроса на инвалюту со стороны отдельных игроков – вероятно, импортеров и инвесторов – может привести к курсовым «качелям»: после завершения покупок доллар может пойти вниз, но с временными колебаниями.
Индекс цен на социально значимые продукты за неделю (на 22 июля) остался неизменным – на уровне 100,1 пункта. Это подтверждает стабильность внутреннего потребительского рынка, а значит, и отсутствие инфляционного давления, способного обвалить тенге.
Текущая девальвация происходит без внешнего шока – нефть продолжает дорожать, американский рынок акций обновляет рекорды, макроэкономика Казахстана стабильна. Это говорит о том, что причина может крыться в локальных спекулятивных настроениях или в краткосрочном дисбалансе спроса и предложения на валюту.
На денежном рынке ставка TONIA упала до 15,62%, а доходность SWAP-1D – до 11,31%. Это указывает на избыток тенговой ликвидности в банковской системе, что теоретически должно поддерживать тенге, а не ослаблять его. Тем не менее, спрос на валюту растет.
На этом фоне фондовый рынок Казахстана показал уверенный рост. Индекс KASE прибавил 1,3%, а акции двух казахстанских банков и КМГ выросли на 2,4-3,7%. Это свидетельствует о сохранении интереса к рисковым активам внутри страны.
Одновременно нефть Brent дорожает второй день подряд и торгуется по 69,4 доллара за баррель. Оптимизм подпитывают торговые переговоры США и Индии, а также дефицит дизельного топлива на глобальном рынке.
Тенге продолжает терять позиции, несмотря на нейтральные или даже позитивные экономические сигналы. Это может быть временным эффектом, связанным с внутренним спросом на валюту, но если тренд сохранится – Национальному банку, вероятно, придется реагировать.